Пирамида Развития – инструмент АК | pyramida

Пирамида Развития – инструмент Аналитического коучинга

                                           

1. Введение в концепт модели «Пирамида Развития». Структура. Области применения

 

Пирамида Развития - это интеллектуальный инструмент аналитического коучинга [авторские свидетельства №3117, №2385], прибор, в основание которого положен набор определённых методических материалов, синтезированных в одну модель. Пирамида Развития - это инструмент, с помощью которого можно находить решения проблемных вопросов, снимать стресс, напряжение, утверждаясь в том, что «жизнь не сложнее наших представлений о ней». 
 

Пирамида - универсальный инструмент для профессионалов коммуникативных технологий: консультантов, бизнес-тренеров, коучей и фасилитаторов, менеджеров, экспертов, педагогов, т.е. всех специалистов, работающих в поле мышления, в поле принятия решений, специалистов, которые задают смыслы и управляют смыслами.
 

Пирамида может быть полезной в таких сферах деятельности как командный и индивидуальный коучинг, диагностика и консалтинг, фасилитация, психотерапия, социология, педагогика. Она может быть использована для личностного развития, а также в виде стратегических и развивающих игр. Пирамида Развития может быть выполнена в разных продуктовых версиях, а именно: 3D-модель, динамическая либо статическая схема, развернутая таблица и другие версии исполнения, позволяющие визуально соотнести семь уровней реальности.
 

В историческом плане Пирамиде Развития в некотором смысле предшествует устройство, созданное каталонцем Раймундом Луллием (1235-1315), который был поэтом, философом, теологом и, как считается, одним из родоначальников комбинаторики. Луллий разработал систему, названную им «Великое искусство» («Ars magna») и представляющую собой, как он считал, универсальный способ открытия истин.

Основными элементами системы были: алфавит универсальных понятий; четыре плоских фигуры (круги), на которые наносились эти понятия и которые имели возможность вращаться относительно друг друга; принципы этого устройства; а также его правила, состоящие из десяти универсальных вопросов, к которым сводятся все другие возможные вопросы («Так ли? Что есть? Из чего есть? Почему есть? Сколько? Какая? Когда? Где? Как? С чем?»), каждый из этих вопросов имеет свои виды [Луллий, 2002. С. 188-199].

В перечень начал (универсалий) без которых, как Луллий считал, не могут существовать ни теология, ни философия он относил «добро, величина, вечность или длительность, сила, мудрость, воля, добродетель, истина и слава; различие, согласованность, противоречивость, начало, средство, цель, больше, равенство, меньше» [Жильсон, 2004. С.350]. Как отмечают современные исследователи, «Луллиевы приборы делались из металла, ярко раскрашивались и разрисовывались художниками и производили, вероятно, немалое впечатление» [Бюриков, 1977. С.33].
 

К современным научным предшественницам Пирамиды Развития можно отнести: иерархическую классификацию человеческих потребностей («пирамида потребностей»), предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу (1954) [Макклелланд, 2007. С. 65-67]; модель нейро-логических уровней (пирамида Р. Дилтса) [Дилтс, 2004]; иерархически взаимосвязанную систему образовательных целей (таксономия уровней познания), разработанную под руководством педагогического психолога Бенджамина Блума [Bloom, 1956]. Но каждый их этих концептов выстраивает иерархию между однотипными понятиями, соответственно: потребности человека, логические уровни организации живой системы, система образовательных целей. Эти модели плоскостные и в смысловом отношении, и в графическом представлении.
 

Пирамида Развития (рис. 1) пространственная (имеет семь граней и восемь уровней), её устройство позволяет сопоставлять смыслы из разных областей знания (создано 40 авторских моделей граней), не теряя связности маршрута, и всякий раз находить ответы на поставленные перед собой вопросы для осознания себя, свои отношений с обществом и миром. Можно сказать, что Пирамида развития является инструментом «топософии», если провести некоторую параллель с философией и сказать, что «топософия» - это мудрость пространства, пространственное понимание. Пространство обладает очень важной характеристикой – оно заземляет смыслы. Суть в том, что для того, чтобы определить смысл какого-либо понятия, необходимо знать две вещи – содержание этого понятия (значение) и его контекст, соотнесённость с другими понятиями, характеризующие те или иные предметы и явления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

Рис.1. Пирамида Развития экзистенциальная

 

Например, нам будет затруднительно определиться со смыслом понятия «любовь», если мы не будем знать, к кому эта любовь направлена – к Родине, к родителям, к женщине, к мужчине, к ребенку, к гастрономическим пристрастиям или чему-нибудь ещё. Вспомним, Аристотель (384-322гг. до н.э.) различал четыре типа любви: агапе (жертвенная любовь, полная самоотдача во имя любви), филия (платоническая любовь, духовная любовь-дружба), сторге (любовь, основанная на тёплых, партнёрских, отношениях) и эрос (чувственная любовь).

В древнегреческой философии существовало еще три понятия, связанные с любовью: мания (одержимость), людус (любовь-игра, основанная только на сексуальном влечении) и прагма (любовь по расчёту). Другой пример - смысл слова «демократия». Демократия в древнегреческом полисе, демократия в Америке 30-х годов и демократия в России 21-го века – это совершенно три разных идеи, смысла одного и того же понятия. Конечно, сам термин «демократия» имеет общее значение – «народовластие», но применяя его в конкретных пространственно-временных рамках, как бы «заземляя» его, определяя его смысл на плоскости, мы понимаем его реальное значение именно в рассматриваемых рамках. В этом смысле Пирамида Развития (и это один из основных принципов работы с ней) позволяет определять очень много смыслов, «заземленных» или «определенных на плоскости» в связи с конкретным запросом человека.
 

В силу профессиональных интересов создателей Пирамиды Развития она предназначалась в первую очередь для коучей, работа которых, как известно, направлена в будущее, на достижение клиентом коуча практических измеримых результатов. Поэтому Пирамида – это инструмент для того, чтобы работать с будущим, чтобы можно было двигаться вперед и коучу и его клиенту, чтобы можно было выстраивать вполне определённые планы. Но поскольку Пирамида - это инструмент, который объединяет в себе огромное количество смыслов, она может использоваться и в практической психологии. Всё, что делает психолог, так или иначе, имеет отношение к душе, к внутреннему устройству человека, к науке о человеке. Поэтому психологи вынуждены обращаться к прошлому своих клиентов, которое часто является источником их сегодняшних проблем.  Как показала практика и в этих случаях Пирамида способствует успешному решению проблем клиента. 
 

То есть Пирамида является интегративной моделью (или, иначе сказать, модель интегративной психологии), которая объединяет в себе очень большое количество дисциплин, связанных с изучением человека, его сознания и поведения, его отношений к себе, в обществе и природе, и структурирует понятия и смыслы этих дисциплин, позволяет решать проблемы и находить стратегии окликов на вызовы, возникающие в жизни современного человека.  
 

Мир, в котором мы живем, мир начала третьего тысячелетия – это мир не самый простой. Не самый простой не только потому, что в нём много технологических сложностей. Эти сложности можно обойти, потому что к каждой новой технологической разработке существует инструкция, и всему можно научиться, если понимать смысл слов. Проблемой является хаос, в котором живет современный человек. Человеку жить все сложнее. В борьбе за свободу, либерализацию, демократизацию разрушаются иерархии, которые раньше придавали устойчивость жизни человека. Современное человечество живёт в эпохе постмодерна. Смысл постмодерна в том, что человек в своём восприятии общественных отношений абсолютизирует свободу и равенство прав. Свобода и равенство, свобода и равенство, еще раз свобода и равенство. Это ключевые слова, которые двигают и многих людей в этой жизни, и политические движения, и движения национальные.

Свобода – это прекрасно, но факт, что в борьбе за свободу люди разрушили старые, состоявшиеся и хорошо устоявшиеся иерархии. И было бы ничего, если бы разрушение иерархий касалось лишь только политических институтов или институтов управления. Но, вместе с тем, как рушились политические иерархии, вместе с тем, как рушились оковы, связывающие нас в традициях, вместе с тем, как рушились оковы, связывающие человека внутри (ведь все-таки речь идет о позитивном движении, о позитивном движении в сторону свободы) – вместе со всем этим была разрушена некоторая иерархия смыслов. Нарушение иерархии смыслов – это один из результатов тотальной борьбы за свободу. А вместе с тотальным разрушением, которое все выводит на один уровень равенства (подчеркнём - как будто бы на один уровень равенства), слова потеряли смыслы иерархических соподчинений.
 

В современном мире, например, слово «отец» и слово «сын» одинаково равные, чего не было 100 лет назад в старой семье, в традиционной семье. Даже 50 лет назад отец и сын – это были соподчиненные, но не равные категории, не два равных субъекта, не два равных человека. Сейчас как будто бы дети не отвечают за отцов, отцы не отвечают за детей. Вырос – до свидания. Сейчас как будто бы не принято говорить «отец» и «сын». Принято говорить «родитель №1» и его производная. 

То есть, слова, которые человечество вырабатывало на протяжении столетий, потеряли свое место в иерархии смыслов. И мы оказались в смысловом хаосе. Для характеристики этого состояния с нашей точки зрения вполне подходят слова «расколотое сознание нашей современности», заимствованные нами из статьи, в которой причиной этой расколотости, разорванности названо отсутствие «единой системы знаний, формирующих мировоззрение, миропонимание и мироощущение человека» [Поплавская, 2011. С. 59-60].
 

Наша речь, слова, наши контексты, с которыми и в которых мы живем, наши определения – они как будто бы потеряли силу. Дело не в том, что эта сила действительно потерялась. А дело в том, что у нас потерялась идея о соподчиненности, о иерархичности тех или иных категорий, философских категорий, социальных категорий, психологических и личностных, просто человеческих, поведенческих категорий. В этом смысле Пирамида – это некоторое движение в новый мир, в котором, предстоит создать новую систему иерархий или заново выстроить такую башню бытия, в которой живут люди, заново построить общество. Борьба за свободу человека закончилась полной свободой от прежних смыслов. Что теперь делать? Надо создавать новое сооружение нашей жизни. Пирамида Развития – это некоторое сооружение смыслов, сооружение жизни. Это способ выйти из хаоса личного мира.

Это способ вывести из хаоса клиентов (если вы работаете в сфере помогающих профессий). Или, сообща с кем-то, со своим близким человеком в семье, со своим человеком в офисе, в команде выйти из хаоса тотального равенства и братства в идею функционального, соподчиненного, умного, мудрого, естественным образом сложенного строения повседневной жизни.

Хаос приводит к конфликтам, к разбродам, шатаниям и тотальным непониманиям. Сегодня конфликты в мире как никогда сильны. Если раньше у людей конфликты были очень горячими, они казались очень грубыми, но намного было больше связей для братства, для взаимопонимания, для налаживания традиционных контактов. Люди старались как можно больше созидать. Сейчас же то время, в котором мы живем, похоже на время разрушения Вавилона. Заметьте, Вавилонская башня на картине Брейгеля (см. рис. 2, б) – это тоже семиуровневая структура. Где-то там наверху получилось разрушение, которое развалило тот чудесный мир, символизируемый государством древнего Вавилона. Вавилонская башня (даже если её не существовала) – это образ некоторой структуры, которую не удалось наладить. Развал Вавилонской башни – это архетипический образ, пример того, как разрушается мир, когда нет связности между уровнями бытия.
 

Как представляется, одной из основных задач современного человека является восстановление связности смыслов, конечно на новом фундаменте, построение своей собственной башни, собственной иерархической конструкции. Так, чтобы и на нижних, и на верхних этажах все было предельно согласовано в соответствии с личными и общественными запросами, чтобы можно было жить с опорой на собственную личность, на собственные убеждения, ценности, структуры. И в соответствии с этим создавать мир, который нам хочется, снаружи.
 

Но есть и хорошая весть – несмотря на смысловой хаос, в котором живёт современный человек, принципиально порядок есть. Порядок есть в природе, природа упорядочена. И ещё. Не будем забывать, что хаос – это потенциальный, непознанный порядок. Существующий природный порядок проявлен из хаоса. И этот природный порядок в достаточной мере познан человеческим разумом. Человек открыл порядки Вселенной, порядки макромира, космоса и устройства галактик. Люди открыли порядки физического микромира и химического мира. В этом смысле интересно, что порядок всё-таки существует всегда, когда мы хотим его найти, когда наше внимание, вектор нашего мышления направлен на то, чтобы отыскать некоторое единство, некоторое подобие, некоторые истории о согласовании намерений и целей, планов и идей, ресурсов, возможностей и задач. 
 

Порядок существует и в социальном смысле – когда нам требуется согласовать интересы человека и организации, человека и другого человека (внутри семьи, в партнерских отношениях), взрослого человека и ребенка, человека в роли водителя автомобиля и инспектора ГИБДД (в каких-то других странах полицейский инспектор) и так далее, мы обращаемся к законам, положениям, инструкциям (хороши ли они или плохи – это другой вопрос). Все мы существуем в определенного рода порядках. Мир как в природном, так и в социальном планах упорядочен.

Но есть интересная задача – понять, где есть универсальные величины в этих порядках. В конце концов, Пирамида – это такой прибор и модель, построенная на универсальных величинах, которые соответствуют всем порядкам вещей. Пирамида позволяет связать природные универсалии с нашим гуманитарным (от слова “human” - «человек») миром. 
 

© 2020 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ