© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

Пирамида Развития – инструмент Аналитического коучинга

  4. Научно-методологические основания структуры Пирамиды Развития

 

Пирамида Развития – это аналитическая модель, алгоритмизирующая процесс мышления. Можно мыслить поэтически, а можно мыслить рационально, алгоритмами. Пирамида Развития – инструмент творчества, она не против поэтов, но у неё есть своя поэзия, поэзия чистой логики, логики не придуманной, логики, построенной на определённой модели мышления. Пирамида способствует развитию интеллектуальных способностей и наработке опыта принятия решения.

Пирамида Развития – это инструмент для принятия решений, где каждая опорная точка является тем или иным смыслом. Смыслы в Пирамиде расслоены по иерархии и связаны по уровням. Новизна в том, что создателям удалось собрать группы смыслов из разных сфер и с помощью метода амплификации соединить то, что раньше казалось разрозненным.

Рис. 7. Пирамида Развития экзистенциальная
 

Древнегреческому философу Протагору (ок. 485 - ок. 410 гг. до н.э.) принадлежит фразой – «человек есть мера всех вещей» (Эйнштейн пошёл дальше: «Свет – есть мера всех вещей»). В этом смысле человек – это такое странное существо, которое, с одной стороны, стремится описать мир. Никто кроме людей мир не описывает. Все живое существует, не осознавая своего присутствия в мире. В этом смысле человек как будто бы находится на вершине эволюции жизни на Земле.

Но, с другой стороны, у него есть и определённые ограничения. Например, одно из ограничений человека – его собственное устройство, устройство его организма. Если человек есть мера всех вещей, то все, что он видит, он видит через призму самого себя. Например, если взять фотоаппарат, то он сможет «видеть» мир только через те технические характеристики, которые заложены в устройство фотоаппарата. То есть, фотографировать на определенной скорости (выдержка), пропускать свет с определенным количеством излучения яркости (экспозиция). Прибор «видит» и «создает» мир в соответствии с теми техническими характеристиками и параметрами, которые определены его конструкцией. Так и человек может видеть мир в соответствии с теми данностями, которые ему принадлежат по рождению.
 

Уже в наше время, в прошлом веке известный современный российский филолог В.Н. Топоров на основе изучении архаических моделей мира в мифах отмечал: «Хотя существуют разные точки зрения по вопросу о том, …первичен ли антропоморфичный код, с помощью которого описывается Вселенная, или космологический код, которым можно описать тело человека, - в настоящее время, кажется, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что роль источника должна быть отдана человеку и его телу. Именно по этой модели мифопоэтическое сознание первоначально строило описание Вселенной» [Топоров, 1983. С. 244]. 
 

Какими же универсальными данностями обладает человек для описания Вселенной? Универсальная данность человека, которая очевидна – человек прямоходящий, т.е. он соотносит положение своего тела с вертикалью. Все люди анатомически и физиологически в целом одинаковы, независимо от размера, пола, национальной принадлежности. Универсальная данность - все люди прямоходящие. Если человек по каким-то причинам не является прямоходящим, то это патология. 
 

А что человеку даёт вертикаль? Вертикаль даёт ему право и возможность рассматривать мир в вертикальном отношении. Это вертикальное устройство самого человека наводит на мысль о том, что существует иерархия. Иерархия – это значит, что что-то есть выше, а что-то есть ниже. Это даже не всегда означает, что что-то важнее, а что-то менее важное, или что что-то значимое, а что-то менее значимое. Но почему-то в нашей культуре существует общечеловеческая универсалия – то, что выше, управляет тем, что ниже. Как правило, мы все хотим забраться чуть-чуть выше по социальной лестнице. Мы хотим жить в полный рост. Мы хотим расти в целом.

Сама идея вертикали – это одна из основных идей, которая заложена в Пирамиду Развития (даже в плоскостном варианте представления Пирамиды в виде таблицы, как будет показано ниже, идея вертикальности сохраняется). 

С вертикальностью положения тела человека соотносится тот факт, что человек – семиуровневое существо, что определяется его анатомическим строением. В теле человека имеется семь желёз эндокринной системы, которые управляют работой остальных органов тела человека. Интересно, что каждая анатомически более высокая железа является управляющей для более сложной системы организма, чем нижняя.

То есть, получаем первую семиуровневую анатомическую иерархию. 

На энергетическом плане человек, согласно индуисткой и буддийской традициям, имеем известную систему чакр (психоэнергетические центры в тонком теле человека). Основная модель чакр, хотя их существует несколько, содержит семь чакр, расположенных вдоль позвоночного столба. Есть основания предполагать, что система «энергетических центров», сопоставимая с системой чакр в восточной философии существовала в Древней Греции [Opsopaus, 1994]. И древние славяне обладали знанием тонкого строения тела человека, выделяя следующие энергетические центры, соответствующие центрам в духовной восточной традиции, которые имели характерные названия: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело, родник (исток).
 

Уже в наше время, в начале прошлого века, ученик З. Фрейда и один из основоположников американской школы психоанализа Вильгельм Райх (1897-1957) описывая телесность человека, определил семь зон/уровней мышечных напряжений, которые в том числе формируют психосоматический фон жизни человека, тип его мышления, т.е. определяют его отношения к себе, с людьми и миром в целом. И если определённым способом воздействовать на эти зоны, то у человека нормализуется состояние здоровья, восстанавливается его физический, физиологический, энергетический и интеллектуальный баланс [Фрейдждер, 2002. С. 215-218].
 

Если продолжить рассмотрение традиции описания мироустройства на основе метафор чисел, а конкретно цифры «семь», то можно ещё упомянуть, что человеку известны семь нот в музыке и семь цветов спектра света. Выше были упомянуты семь типов понятия любви у древних греков. Все эти примеры объясняются тем, что человек через восприятие и мышление познаёт разные аспекты мира благодаря тем фильтрам, тому соматическому и психическому устройству, которым обладает его организм.
 

Традиционно универсальные законы мироздания также описываются на основе метафор чисел и геометрических фигур. Во многих традиция цифра «семь» считалась священной и счастливой, т.к. она образуется суммой цифр «три» и «четыре». Закон соотнесенный с цифрой «три» определяет структуру мироздания, поэтому он называется космическим, небесным законом. Именно трехчленная структура по вертикальной оси (верхний небесный мир богов, средний земной мир людей и нижний подземный/подводный мир демонов и умерших) определяла архаический космос древнего человека [Подосинов, 1999. С. 641]. В индусском традиции закон тройственности мира утверждается поклонением трём богам: Брахме – Богу Творцу, Вишну – Богу Охранителю, Шиве – Богу разрушителю / источник всего. В христианстве аналогом этого закона является догмат о “Святой Троице”: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. В науках всё сущее в мире рассматривается в фундаментальных понятиях: информация, энергия, материя. Геометрический символ «троичности» - равносторонний треугольник.
 

С цифрой «четыре» связан земной закон, определяющий четыре главных элемента мироздания, которые называются первоэлементами или четырьмя стихиями. Ими являются: вода, земля, воздух, огонь. Эти элементы образуют все, что мы видим, слышим, ощущаем. Геометрический символ этого закона – квадрат.

Слияние космического («тройка») и земного («четвёрка») законов рождает священную «семёрку». Для нас представляет особый интерес, что геометрический символ «священной семерки» - четырёхгранная пирамида, в основании которой лежит квадрат, а сторонами пирамиды являются равносторонние треугольники. Таким образом, получается, что пирамида – это фигура, традиционно несущая в себе символику связи между «Небом» / «Верхом» и «Землёй» / «Низом».

В силу вышеизложенного было сделано предположение о том, что и мышление человека должно отражать его семиуровневое восприятие себя и мира. Так родилась идея Пирамиды Развития, которая имеет семь граней и семь основных уровней. 

«Входом» в Пирамиду является грань «Точка сборки», семь уровней которой соотносятся с уровнями расположения «чакр» в теле человека.

 

Принцип иерархии

Как было указано выше, человек семиуровневое существо. Восприятие человека устроено таким образом, что в любом поле чувственной сферы, а отсюда и интеллектуальной, человек способен разделять реальность на семь оттенков, на семь слоёв. Так устроен человек. Почему - мы не знаем. Но есть некоторые физические теории, которые тоже говорят, что всю реальность, энергию можно разделить на семь уровней. От самого грубого до самого тонкого. Мир устроен иерархичным образом. Любое поле мышления, любой контекст человеческой деятельности можно рассмотреть с точки зрения иерархии. 

 

Внутреннее - внешнее

Именно структура модели дает нам возможность такую параллель провести – искать соответствие внутреннего и внешнего содержания в любом вопросе, в любом подходе наших клиентов. Даже если клиентом является организация, например, при проведении командного тренинга или командного коучинга

Соответственно, левое крыло – это все, что внешнее, правое крыло – все, что внутреннее. Левое крыло – это внешняя часть экзистенциальности жизни. Правое крыло – это внутреннее содержание экзистенциальной жизни. Левая часть – это социология. Правая часть – это психология.

 

Поле смыслов

Грань - это заданный контекст, который определяет иерархию, определяет лексику и определяет значения. То есть в общем определяет поток рассуждений.
Каждая грань пирамиды - это поле смыслов. Каждая Пирамида - это отдельное поле смыслов. Логические уровни - это набор смыслов, которые лежат в таком поле. 

Проблема в том, что обычно один поток рассуждений никаким образом не сходится с другим потоком рассуждений. То есть люди, которые мыслят метафизически и для которых вполне реальным и действительным является размышление на уровне чакр, совсем не похожи на тех же людей, которые размышляют на уровне потребностей или на уровне внутренней логики.

У нас есть возможность объединить этих людей и сказать, что всё едино, и когда люди говорят о каком-то уровне потребности, они в то же время говорят о каком-то уровне чакр, или о каком-то уровне логики, или о каком-то уровне влияния. И в общем-то все говорят на разных языках, но об одном и том же.

Пирамида Развития дает возможность поднять уровень беседы. Если человек понимает, что вот эти вещи параллельны, а эти вещи ниже по уровню, а эти выше, то он начинает классифицировать, разговор, довод, аргумент, откуда что куда идет. И весь вопрос уже просто в том, с какой скоростью человек ориентируется в этих параллельных реальностях. По большому счету Пирамида Развития - это инструмент перехода из одной плоскости мышления в другую. Сама идея про параллельные реальности хорошая.

Потому что все подразумевают под этим, что рядом живут барабашки, которые шумят по ночам в холодильнике, а потом списывают всё на домового. Пирамида - это первый прибор для мышления.
 

Это работает, потому что Пирамда качественно расширяет сознание. Есть некоторая идея, например, в культуре профессиональных художников – для того, чтобы определить цвет изображаемого объекта, принято смотреть не на цвет, а смотреть рядом. Предполагая, что сконцентрированный взгляд создает искажение действительности. Поэтому, когда мы смотрим широко, смотрим рядом, мы точнее видим цвет - так устроено восприятие. Примерно то же самое происходит в поле смыслов. Если мы не прямо упираемся в какую-то потребность, например, в потребность безопасности, а смотрим на это дело пошире, то отпадает проблема безопасности и находится поле решений, поле мышления, потому что прямого ответа на этот вопрос не существует, существует мышление, в котором можно найти альтернативные методы. Для альтернативных вариантов мышления существует это прибор, очень точный по своей функции.

 

Ресурсные состояния

Коуч – это такой человек, который помогает другому успокоиться и увидеть картину целиком. Этот вариант увидеть картину целиком и тогда увидеть в ней решение… То есть, где-то в этой картине есть цель… правильно даже сказать не цель. В этой картине мира у каждого из нас есть свой желаемый результат и инструмент (ресурс) для достижения этого желаемого результата. По большому счету, задача коуча – это помочь обезьяне, или обезьяноподобному существу, или нам, пока мы находимся в клетке сдерживающих нас обстоятельств, успокоиться, найти внутренний ресурс (как палка в этой клетке) для того, чтобы получить внешний желаемый результат. Но принципиально речь идет о том, что ресурс всегда есть. 

Инсайт – это увидеть картину целиком, соотнести ресурсы с желаемым результатом и сделать правильной ход. Спадает напряжение мышления за счет того, что есть возможность увидеть всю картину одновременно. 

 

Имманентные и трансцендентные границы уровней Пирамиды

Важно отметить что восемь уровней (включая уровень Draiv) разбиты на четыре этапа (по два каждый). На рисунке видно, что четыре этапа выделены более толстыми границами. Это внешние (трансцендентные) границы между этапами, внутри этапов есть внутренние (имманентные) границы (более тонкие линии). Смысл этих границ будет рассмотрен ниже. 

Сочетание двух подходов, 7 уровней и 4 этапов, дают возможность ясно определять топологию имманентных и трансцендентных границ на всех предлагаемых к рассмотрению в Пирамиде Развития гранях реальности.

Слово «трансценденция» вообще очень мощное. Оно очень модное. Слово «трансценденция» во многом предполагает историю о том, что человек выходит на новый уровень. Как будто бы в жизни принято говорить, что трансцендентное – это всегда духовное. Но нет. Трансцендентное – это не всегда духовное. Трансцендентное – это выход на другой качественный уровень. А имманентное – на другой количественный уровень. Это определите, пожалуйста. 
 

История о различных пространствах, о границах возникла давно – еще когда люди жили по определению свой-чужой, близкое-далекое, родное-чуждое, опасное-безопасное. Когда люди жили в каком-нибудь лесу на одной опушке, то люди, племя или деревня на другой опушке этого же леса – это были имманентные нашей культуре леса. Мы живем в одном ареале. Мы питаемся одними ресурсами. Мы дышим одним воздухом.

У нас есть одна территория, которая у нас больше или меньше, с большей или меньшей враждебностью делим. И между нами малые различия. Мы имманентные. Поэтому, девушку из нашей деревни можно выдать замуж за юношу из соседней деревни. Сама культура за счет этого только усиливается. Или она не меняется. Это безопасная коммуникация. Мы общаемся с людьми, такими же как мы. Мы их хорошо понимаем. Наша культура одинаковая. Люди из офиса нашего подобны людям из офиса любого другого. Но люди из нашего офиса совсем другие, чем люди, например, в вооруженных силах. Люди, которые из вооруженных сил – они совсем другие, они трансцендентны. Для того, чтобы понять солдата, надо каким-то образом с ним соотноситься. Для большинства мирян это невозможно. 
 

Идея трансцендентности – это идея принципиальных различий. Например, если мы – это наши две деревни на опушках этого одного леса, то люди, которые живут на берегу – они совсем другие. А уже тем более люди, которые приходят с моря. Помните историю колониального завоевания? Америка, вся юго-восточная Азия. Люди, которые приходят с моря. История их возвеличивания была в том, что они делают невозможные вещи. Они совсем другие. Они ходят по морю. Их просто принимают трансцендентными. 
 

И мы себя спрашиваем. Все, что рядом, все, что похоже – производит изменения, но это называется преодолением имманентных границ. Относительно имманентных границ существует очень ясное гегелевское определение: количество переходит в качество. 
 

В этом смысле количественные накопления, количественные увеличения масштаба дают возможность перехода в имманентных границах. Трансцендентный переход (трансцендентальная граница) требует специальных инициаций. В мире, в культуре человека, человеческой цивилизации в целом существовало раньше очень много разных по форме, но принципиально одинаковых, на самом деле, ритуальных действий, инициаций. 

Инициация – это качественный переход, когда человек становится принципиально другим. Например, мальчик становится мужчиной. Или мужчина становится членом совета старейших. Либо человек переходит из режима жизнь в режим смерть. Смерть – это некоторая инициация в тот потусторонний мир. И так далее. 
 

Инициации, наверное, существовали… Если джентльмены есть здесь, кто в армии служил… как это было? Я уже забыл, как называется. Стать черпаком, стать дедом. В статусе возрастном в армии. Либо когда люди отмечают плюс одну звездочку на погонах, или плюс новый статус… присяга, потом еще есть внутренняя часть, когда в казарме солдатам солдаты же устраивают некоторую инициацию перехода. Присяга – это инициация, да. Она такая социальная инициация. Свадьба – это инициация, между прочим. Это ведь не просто праздник. Есть деды, есть черпаки – в армии многие. Приятно понять, что я уже забыл. Существуют в народе (они неофициальные) инициации. 
 

Свадьба является прямой инициацией. Качественно другие отношения. Качественно другой человек в племени. Теперь ты муж, теперь ты жена, теперь у тебя вообще по-другому строятся отношения. У тебя даже меняется состав отношений с родственниками. Конечно, про это существует… Меняется стиль одежды, меняется все-все-все. Трансцендентная граница – это стать совсем другим.
 

Мы в Пирамиде заложили эти границы. Фактически мы можем сказать, каждая вторая граница трансцендентна. От атлета до бойца (я сейчас стою на грани героя) очень маленькая разница. Сильный человек… как только ты становишься в чем-то силен, тебя сразу тянет в дело. Разница небольшая. Боец, как и атлет – они оба телесны, они материальны. Разница в уровне активности. Чем больше силы, тем больше возможности применить себя в деле. Хочется броситься в битву. Битва может быть разной. Атлет – может быть интеллектуальный атлет. Читает книги, читает книги, читает книги, потом раз и начинает рассказывать то, что прочитал. Но, в общем-то, он работает с одной и той же информацией. Между ними разница имманентная, она количественная.

Фактически они похожи. Телесность и закон – они между собой похожи. 

Телесность и закон – они между собой похожи, потому что закон действует, в том числе, в мире объектов, конкретных объектов. Объект по отношению к другому объекту создает какую-то закономерность. Мы можем сказать «какая-то этика». Закон – это вещь разные вещи.

Должностная инструкция определяет жизнь тел. Но тела там обязательно присутствуют. Без тел эта инструкция невозможна. Закон движения автомобилей по дорогам. Там автомобили заложены в это. Разница между этими уровнями имманентна. Закон не существует без тел. А вот переход на следующий уровень (например, от закона к финансам) – это на другой уровень качества мышления, на другой уровень осознания. Это трансцендентная граница. Это не количественный переход, а это про другое. И тогда внутри этого другого происходит некоторая инициация. 
 

Например, если перейти на грань атлета, то инициация происходит в том, что человеку поручают тактическое действие. Что такое тактическое действие? Проект. Что такое тактика? Все, что обладает какой-то законченной границей. В этом смысле тактическое действие в бизнесе, например – вам надо открыть магазин, или вам надо организовать мероприятие. Это мероприятие надо организовать, дедлайн поставить. Есть конечная точка завершения. Это тактика. И человек выходит в другой уровень реальности. Во-первых, он начинает общаться с другими людьми. Кроме того, что он сам атлет или боец (это связано только с ним), он начинает общаться с другими людьми.

Это совсем другая жизнь, совсем другая реальность. Это трансцендентный переход. Он начинает управлять группой людей внутри реализации проекта, начинает подбирать себе персонал, специалистов, что-нибудь еще. В этом смысле это совсем другая реальность. Трансцендентный переход пройден.
 

Следующий трансцендентный переход – от воина к вождю. Через два уровня. 

Когда вы сталкиваетесь с гранями, вот так выраженными, здесь видно, каждая жирная граница – это трансцендентная граница, а тоненькая линия – это про имманентные границы. Это дает очень интересные штуки. Если идти сверху вниз по граням почему-то, когда есть такая задача… 
 

Суть в другом. Иногда люди поднимаются наверх, и как будто бы это изменение в смыслах, в осознаниях имманентное – оно легкое, оно достаточно понятно дается. Но пересечь трансцендентную границу иногда человеку сложнее, потому что надо принципиально по-другому начинать думать
 

Большую сложность перехода являют собой трансцендентные переходы. Как видите, их у человека в целом по определению три – переход из индивидуального мира в коллективный мир (я и другой)… Это трансцендентальная граница. Очень много людей даже не перешли эту границу, даже в режиме большого биологического возраста. В 40-50 лет есть люди, которые впервые понимают, что другой – это не просто объект. Пока мы видим другого человека как объект… Просто выходит тело, занимает у меня дома квадратные метры, еще и вещи свои разложил. Это на первом трансцендентальном уровне, на первых двух уровнях разговор. Там разговор этический, например – а как правильно разложить наши вещи в ванной, чтобы мы оба могли себя там чувствовать комфортно.
 

А когда рано или поздно, благодаря нам или сам, переходит на другой трансцендентальный уровень, то другой человек для него становится личностью. И он начинает себя с ним вести не через этическую норму, а через взаимоотношения, через чувства, через какой-то флирт. 
 

Второй трансцендентальный уровень – это про я и другие. А третий трансцендентальный уровень – по этой грани если смотреть, это там, где дружба и партнерство. Если я и другие – это знакомство и товарищество, я и я – это одиночество и контакт с другим человеком, то дружба и партнерство – это социальный уровень, это когда я взаимодействую, в том числе, с другим, либо с группой других людей для реализации социальных задач. Не личных задач, а социальных задач. Фактически этот третий трансцендентальный уровень – это еще один тип мышления. То, что называется успехом. Это то, что дает некоторую успешность во внешней части жизни.
 

А четвертый трансцендентальный уровень – здесь он у нас определен одним словом «уединение». Мы понимаем, что дальше по Пирамиде будет уже слово «драйв». Это та самая трансценденция, которая выводит нас в контакт с самостью, которая выводит нас в контакт с духовным миром, с миром очень больших интеграций, с миром, где уже нет социальных различий, с миром, где уже нет личных различий, индивидуальных различий, в том числе, где человек обретает тотальную интеграцию. Поэтому, понимание и знание, что каждый такой переход требует большого внимания… 
 

Что еще интересно. Что когда мы при работе с Пирамидой проходим эти трансцендентальные границы, когда человеку удается эту границу перейти, у него очень сильно, качественно, эмоционально выражено происходит проживание этого момента. А проживание этих имманентных переходов – оно менее очевидно. В этом смысле разговаривая с человеком про имманентные переходы (мы ведь знаем уровни), нам не стоит специальным образом ждать, что у человека будет инсайт. О, я понял! Или: ох, ничего себе, какое произошло изменение! Но как только мы проходим трансцендентальную штуку, вот там человек ощущает себя другим. Качественно изменяется точка сборки. Теперь он уже не только в лесу, но и на берегу. То есть, жизнь его улучшилась. Фактически он переехал в курортный район с трансцендентальным переходом.

 

Индивидуация

Освоение вертикали развития в аналитической литературе называется индивидуация. Движение внимания по оси Эго-самость, то есть, от низа до верха, называется индивидуацией и является главной задачей, с точки зрения юнгианской аналитической теории.

 

Принцип мужского-женского (теория архетипов Юнга)

Иерархия – мужской принцип, амплификация - женский

Принципиально я уже говорил, что Пирамида – это некоторый логос. Пирамида – это такое воплощение мужского начала. За счет того, что она принципиально вертикальная – это первая часть, связанная с мужским началом. Как будто это называется маскулинный рефлекс. Маскулинный рефлекс, который выводит человека в вертикаль.(Рефлексы по Бехтереву).

Феминный рефлекс – он в каждом из нас существует, буквально в каждом из нас. Феминный рефлекс организовывает плоскость, поверхность, бесконечную поверхность, мистически бесконечную поверхность, между прочим, на которой все и все равно, все равны и все равно. 
 

А вертикальный рефлекс – это рефлекс распрямления спины. Он тоже у каждого из нас есть. Работает он другим способом и создает идею вообще иерархии, идею вертикали. Пирамида как явление, в том числе, как проекция мифа (сейчас обратите внимание) о горе Меру на объект, на способ мышления включает в нас некоторый мужской рефлекс. В том числе, рефлекс распознавания, рефлекс обретения высоты. Иначе, если хотите еще более широко интерпретировать – рефлекс личностного роста. 
 

Личностный рост – как будто бы гуманитарная идея. Более того, многие философы, которые более склонны говорить о равностности (постмодернисты особенно), склонны говорить о мире равных возможностей... Когда мы говорим о равностности, речь идет о фундаменте, речь идет о материнской энергии, речь идет о феминной энергии. А когда мы начинаем говорить о иерархиях, речь идет о мужских энергиях, которые требуют к себе специального отношения.

 

Два вектора движения Пирамиды

Сама Пирамида имеет как бы два вектора направленности, движения. Если вершина (восьмой уровень) Пирамиды – это символически нечто единое, то по мере движения вниз мы получаем целую цепочку связей. Говоря языком китайцев, обретаем мир ста тысяч вещей. Бесконечно растет, приумножается, дифференцируется пространство, дифференцируется мир, если двигаться вниз. Второй вектор (движение снизу в верх) – это движение к единству, от к интеграции отдельных смыслов. 

Когда мы двигаемся по жизни, у нас ресурсы всегда за спиной, в прошлом (все, что у нас есть). А туда, куда мы идем – там всегда потенциал, нераскрытая возможность. Но если нам развернуться, то все произойдет то же самое. У нас потенциал будет впереди, а ресурс останется сзади.

Сейчас я эту сказал мысль, она у вас начала прорастать. Когда мы идем вперед – у нас всегда впереди потенциал, еще непознанная, нераскрытая сила, а за спиной всегда ресурс – там, где мы хорошо знаем. При этом, при движении наверх потенциал наверху (то, что выше нас), а при движении вниз Пирамиды потенциал внизу. В этом смысле мы не знаем, что более потенциально. Все зависит от того, какое направление у клиента. 

 

Четыре этапа – четыре типа личности по Юнгу

Совмещение уровней разных контекстов позволяют нам ввести понятие «амплификация смыслов» и предположить, что частота энергетических вибраций на каждом из семими уровней активирует соответствующие уровни сознания, независимо от контекста предлагаемой в описании реальности.

Работа с Пирамидой Развития позволяет точно определить и амплифицировать смыслы  4-х этапов развития, которые ясно определены в теории 4-х  типов личности (К.Г.Юнг). 

Каждая грань - это специальность. Практик НЛП хорошо понимает пирамиду Р. Дилтса, менеджер - пирамиду А. Маслоу, аналитик - пирамиду сознания, кто-то - пирамиду влияния. Каждая пирамида в отдельности - это целая специальность.
Эксперт - это не количество прочитанных книг, а способ двигаться из одной реальности в другую, из одного поля смыслов в другое, способность перебрасывать мостики между полями. Эти мостики и выстраиваются с помощью Пирамиды, в которой заложена архитектура мышления, его алгоритмы.

 

Категориальный анализ в психологии (Ярошевский)