Пирамида Развития – инструмент Аналитического коучинга

3. Структура и основные элементы Пирамиды Развития

- Семь граней, семь основных уровней

- Два «крыла» Пирамиды 

- Грань «Точка сборки»

- Уровень «Draiv»

 

На рис. 5. а – показана плоская распечатка (вид сверху) базовой Пирамиды Развития, которая впервые была представлена 14-го апреля 2015 г. на Гильдии игротехников. Базовая Пирамида Развития экзистенциальная в дальнейшем получила развитие в отношении разных смысловых наполнений (Пирамида коммуникации, Пирамида социальная, Бизнес пирамида), но основой структуры всех пирамид оставались семь граней и семь основных уровней прибора. 

 

Семь граней, семь основных уровней
 

Пирамида Развития – это пространственная фигура, символически отражающая объём логоса, объём представления о мире, объём сознания, который присущ человеку, но это не более чем модель, потому что абсолютного знания реальности никакая умозрительная концепция не даёт. Объём Пирамиды разделен на семь граней, каждая из которых – это, семиуровневая модель того или иного контекста в жизни, в котором человек хочет найти ответы на свои насущные вопросы. Названия граней, соответствующие контекстам жизни человека расположены на нулевом уровне пирамиды (выделены цветом). Базовая экзистенциальная Пирамида развития содержит следующие семь граней: «Герой», «Влияние», «Коммуникация», «Деятельность», «Творчество» и «Сознание». Грань «Герой» связана с жизненными достижениями человека, смысловое содержание остальных граней определено в их названии. Эти контексты выбраны как самые важные для решения жизненных задач каждого человека.

 

                   Рис.5 . а – Пирамида Развития экзистенциальная;   б – Пирамида Развития. Грань человека («Точка сборки»)
 

Как видно на рис.5-а, каждое слово, каждое понятие имеет свое место на этой Пирамиде.

Каждое понятие – оно не просто существует само по себе. Оно имеет отношение к другим понятиям. И это отношение – сравнительная характеристика. Что-то выше, что-то ниже. И разобраться в том, что выше, а что ниже, и как соотносить эти понятия, и как от одного тянуться к другому в некотором едином контексте бытия – это, в общем-то, и есть маршрут восхождения. Идти в горы для того, чтобы подышать разряженным воздухом и прикоснуться к горе непосредственно – это одна история. Она такая телесная. А подниматься духом, восходить по некоторым смысловым полям, уровням – это дает совсем другой эффект, это уже интеллектуальная или ментальная история. Можно сказать, что это уже работа с архетипами.

 

Два «крыла» Пирамиды
 

У человека реальность раскрывается в двух аспектах. Один аспект – это внешняя жизнь, аспект внешней жизни. И аспект внешней жизни, конечно, у каждого из нас важен. Более того, для всех людей, которые ориентированы больше всего в коучинге, внешняя жизнь, социальная жизнь, жизнь с внешней коммуникацией, с внешним влиянием, внешнее присутствие (наружное присутствие) является критерием решения вопросов. Для коуча внешняя жизнь является критерием решенности вопросов. Коучу не достаточно услышать от клиента, что да, мне стало лучше. Коуч требует от клиента ответ на вопрос: «По каким объективным показателям тебе стало лучше?»

Для того, чтобы клиент мог продемонстрировать, либо зафиксировать свой результат, как-то, опираясь на эти результаты, строить логику своего поведения. В этом смысле существуют грани, которые принципиально ориентированы и описывают внешний мир.
 

Метафорическое предположение о мозге – что левое полушарие мозга мужское, рациональное. Может быть, это тоже поможет запомнить. Левое полушарие мозга рациональное – это внешний мир. А правое полушарие мозга иррационально – это внутренний мир. Если эти вещи спроецировать на ту интеллектуальную модель, которую мы сейчас изучаем, то тут тоже становится все понятно
 

Итак, существуют грани левого и правого крыла. Раз есть внешний мир, и внешний мир – он объективный... Более того, есть такие люди, которые в принципе презирают идею мира внутреннего. Они говорят: «Нет никакого внутреннего мира. Там внутри сердце, почки, кишечник, еще что-нибудь. И ничего там больше нет такого внутри». Как будто бы они имеют право на такое заявление, потому что предъявить объективно им внутренний мир невозможно. 
 

Но существуют какие-то другие вещи, кроме объективного внутреннего мира, выраженного анатомически. Существует представление о самом себе. И представление о самом себе – оно не дает нам скучать. Сумма этих представлений (а это уже статистическая логика, научная логика, психологическая) формирует у человека доступ к внутренним, психическим ресурсам. И все, что относится к знанию о внутреннем мире, соотносится с пирамидами правого крыла. Когда мы собирали Пирамиду, мы таким образом располагали грани, чтобы они соответствовали именно этой модели. 
 

Три грани, которые находятся слева на любой из моделей – они обращены принципиально наружу, на наружный мир. А все грани, которые обращены внутрь – на внутренний мир. Они находятся в правой части этой модели.

Крайняя левая грань – коммуникация, как предельная точка внешней части жизни. А правая грань – деятельность, как предельное проявление внутренней жизни. 
 

В принципе, мы можем смотреть на все эти грани, на правое крыло Пирамиды как на внутренние ресурсы, а левое крыло Пирамиды – внешние ресурсы. Принципиально, в каждой клетке, на каждой грани лежат ресурсы. 

Почему у нас появилось выражение «левое крыло» и «правое крыло» – потому что, как будто бы это птица, у которой так сильно подняты крылья, развернуты крылья. Отсюда появились про крыло слова.
 

А насущные вопросы человека всегда касаются его внутреннего мира и внешнего мира, в котором он живёт. Человеку присуще рефлексировать по поводу самого себя, задавая себе вопросы типа: «Кто я? Какой я? Как я думаю? Чем я занимаюсь? Какие мои цели и приоритеты?». А другая история – это внешний мир. Нам очень интересна гармония, нам интересен синтез, нам интересно наблюдать и исследовать, как соотносятся внутренние и внешние миры. Поэтому в Пирамиде Развития имеется как бы два крыла: правое ассоциируемое с внутренним миром человека и левое – с внешним миром. Эта идея реализована в Пирамиде расположением граней контекстов относительно центральной грани пирамиды, которая соотносится с человеком. На рис. 7 показана Пирамида Развития экзистенциальная в табличном виде, на котором наглядно видно её устройство.

Правое крыло (внутренний мир) включает следующие понятия: сознание, творчество, деятельность. Левое крыло (внешний мир) - герой, влияние, коммуникация. 

 

Грань «Точка сборки»

В любой Пирамиде есть центральная грань. которая соотнесена с человеком, с его физиологий, с семиуровневым устройством его организма. Центральная грань, которая называется «точка сборки» - она про физический мир и телесность как часть этого физического мира. 

Эта грань (рис. 5-б, рис. 6) названа «Точка сборки» и семь её уровней ассоциируются с уровнями семи чакр тела человека. Эта грань имеет семь цветов спектра света, которые традиционно связаны с чакрами человека и соотносятся с семью уровнями реальности. Гармонично развитый человек – это человек, который удачно сочетает в себе семь типов резонансов, семь типов смыслов, семь типов постижения реальности (поэтому этот прибор и назван Пирамидой Развития). И такая возможность дана потенциально каждому человеку, его задача – реализовать эту потенцию.

 

 

 

 

Рис.6. Пирамида Развития экзистенциальная (табличная развёртка)

 

Метафоричность выражений «левое крыло» и «правое крыло» выражает идею работы с использованием Пирамид Развития, которая позволяет человеку в осознании своего запроса подняться «как на крыльях» и оказаться на уровне «Draiv» - на вершине Пирамиды.

 

Уровень «Drivе»
 

  • В Пирамиде есть восьмой уровень – уровень «Drivе». В английском языке слово «drive» в самом общем смысле имеет значение – «энергетика движения». И в этом смысле можно утверждать, что «Жизнь – это драйв». Жизнь – это движение, но в тоже самое время жизнь является и источником энергии, необходимой для осуществления этого движения. Поэтому драйв-концепция, драйв-культура – это ключевые понятий всех теорий и практик Института психологии творчества. 
     

В психологии понятие «драйв» (понимаемое как влечение, потребность, влияние, побуждение, стимул) встречается на различных этапах её развития. Так теория развития личности Фрейда, или как ее называют по-другому, классическая теория драйвов (влечений), в своем первоначальном виде выступала в виде биологически обоснованной теории, подчеркивая фактор первичности инстинктивных процессов. Согласно данной теории, если ребенок чрезмерно фрустирован или получает чрезмерное удовлетворение в младенчестве и раннем детстве на той или иной стадии своего психосексуального развития (согласно Фрейду – оральная, анальная и фаллическая стадии), он будет на протяжении жизни “фиксирован” на проблемах данной фазы. При этом характер личности понимался как выражение растянутых во времени влияний подобной фиксации. В дальнейшем теория драйвов получила развитие в книге ближайшего ученика Фрейда Вильгельма Райха (1897-1957) «Анализ характера». В последствии психоаналитики не отвергали теорию драйвов как абсолютно неверную, дополняя ее положениями других теорий, имевших большую объяснительную силу.  Но в конце концов попытки понять характер на основе одного лишь понятия инстинктивной фиксации оказались безуспешными [Мак-Вильямс, 2001].
 

В первой половине XX века на этапе первоначального ортодоксального бихевиоризма, отрицавшем такие понятия как психика и сознание, объектом исследования были формы поведения человека, воспринимаемые в виде совокупности реакций человеческого организма относительно стимулов окружающей среды. Несколько позже в рассмотрение были введены некоторые «промежуточные переменные», в качестве которых выступили термины «драйва» (англ. drive) и «потребности» (англ. need). Изначально данные понятия были призваны объяснить фактор человеческой активности в случаях, отсутствия внешних стимуляторов.  
Таким образом, термин «драйва» является обозначением первичных биологических побуждений, которые вынуждают организм к активности.  Драйв может проявляться в виде и энергии, и побуждения, и стимула. 
 

В середине XX века американский психолог К. Халл (1984-1952) - представитель необихевиоризма, в качестве основной функции поведения человека называл его стремление к восстановлению равновесия между организмом и окружающей его средой. Состояние, к которому приводит нарушение указанного равновесия, он называл «первичной потребностью». Она-то и выполняет функцию мотивации. А основным побудителем поведения человека является та или иная потребность, которая редуцируется в цепочке драйвов. Халл различал понятия «драйвов» и «мотивов».

Драйв, в его понимании, в отличие от мотива, выступал в роли энергетизирующего побудителя поведения человека. Еще один крупный представитель необихевиоризма Э. Толмен (1886-1959) называл драйв биологической детерминантой поведения, которая способна вызвать активность организма и приводит к снятию напряжения, после чего в виде закрепленной реакции превращается в индивидуальный опыт. Развитие данной концепции связывают с творчеством Б. Скиннера (1904-1990), который разработал теорию подкрепляющего эффекта поведенческой реакции на стимул. Автор теории «социальной мотивации» К. Левин (1890-197) доказывал, что потенциально активными могут быть только те единицы психики, в которых сохраняется потребности и мотивы. А. Маслоу полагал, что индивидуальная сущность личности может раскрыться только посредством самоактуализации или реализации потребностей человека в качестве основы для становления его индивидуальности. 
 

В 70-х годах прошлого века польский физиолог и психолог Ю. Конорский (1903-1973) для объяснения механизмов организации поведения предложил концепцию «драйва и драйв-рефлексов». По Ю. Конорскому, нервные процессы, контролирующие подготовительную деятельность, побуждающие и направляющие организм к осуществлению целостного поведенческого акта и осуществляющие контроль готовности организма к его выполнению, — это «драйв», побуждение, мотивация. В основе возникновения побуждения и мотивации лежит актуализированная потребность. Формы поведения, которые связаны с этими процессами, он назвал драйв-рефлексами. Драйвовые рефлексы — это состояние мотивационного возбуждения, которое возникает при активации «центра соответствующего драйва» (например, голодовое возбуждение). Драйв — это голод, жажда, ярость, страх и т. д. По терминологии Ю. Конорского, драйв имеет антипод — «антидрайв», т. е. такое состояние организма, которое наступает после удовлетворения определенной потребности, после выполнения драйв-рефлекса (когда голод утолен, опасность миновала и т. д.) [Конорский, 1970, 41]. 
 

На современном этапе развития психологии понятие «драйв» применяется в психологии мотивации и в теории научения и «означает неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порожденное некоей органической потребностью» [Головин, 1998]. Как видим понятие «драйв» является категорией психологии, которая признаётся в качестве одного из важнейших побудителей поведения живых организмов, однако, определения данного понятия, также, как и исследование его функций являются довольно разнообразными и противоречивыми. Поэтому в последней четверти прошлого века   понятие «драйв» начало исчезать из специализированной литературы. Причиной этого является и проблема в разработке систем измерения драйвов.
 

Вместе с тем в XXI веке «современная эпоха – как отмечают некоторые исследователи – требует иных, чем прежде, способов речевого представления фактуальной информации — более динамичных, эмоциональных, побуждающих к действию». И поэтому «в условиях стремительного развития информационного общества, репрезентация понятия “драйв” становится адаптационным ответом общества на изменения эпохи» [Руженцова, 2012. С. 33, 38].
 

Российская исследовательница И.В. Андреева [Андреева, 2008. С.19] обратили внимание на то, что американские исследователи, описывая американцев как нацию, используют термин «a driven people» (в обиходной речи чаще используется выражение «а driven person»). Оба выражения характеризует индивидуумов, обладающих высокими показателями энергии, инициативы, напористости и амбициозности.  Словосочетание «а driven person» является, по мнению американцев, синонимичным выражению «амбициозного человека». При этом, как замечает исследовательница, следует отметить, что сочетание «амбициозный человек» в американской культуре не несет негативного оттенка, который присутствует в русской. Андреева пришла к выводу, что семантика выражения «a driven people» включает следующие компоненты: инициативность, энергичность; фокусирование на достижении цели; высокая мотивация; сильные чувства по отношению к делу и энтузиазм; неудовлетворенность достигнутым и стремление к улучшению собственных результатов. При этом рассматриваемый концепт сопрягается с ассоциациями: целеустремленность – движение вперед, к успеху – высокая мотивация – энтузиазм – гиперактивность - энергичность – инициатива – вера в собственные, безграничные возможности – «огонь сердца» – страсть, волнение, возбуждение – неудовлетворенность достигнутым [Андреева, 2008. С. 20]
 

В настоящее время понятие «драйв» довольно популярно в нашем обществе, «в студенческой среде, знакомо и старшему поколению, все чаще встречается в разговорной речи, нашло свое отражение и в печати». [Андреева, 2008. С. 21]. Андреева приходит к выводу, «что слово “драйв” укоренилось в русском языке для обозначения особого состояния души, чувства, сопряженного с удовольствием, которые могут иметь отношение к творческому процессу. Значение “а driven people” понимается как характеристика людей, склонных к экстриму, сопряженному с удовольствием, энергичных, активных, умеющих «заводить» окружающих, вызывать у них особое состояние души – драйв» [Андреева, 2008. С. 24].

Вышеизложенное позволило разработчикам Пирамиды Развития назвать её восьмой уровень - уровнем «Draiv». 
 

Стремясь постичь источник всего сущего и смысл жизни, богословы говорят о Боге, философы – об Абсолюте, Едином и Благе, Абсолютном духе (по Гегелю), физики – о Большом взрыве, а в наше время, собравшись вместе, обсуждают вопросы эсхатологии в космической перспективе [Эллис, 2012]. Не умаляя важности и необходимости обсуждения указанных вопросов в научной среде, необходимо признать, что, когда к коучам приходят клиенты, они ориентированы на более простые жизненно важные для них вопросы. Они делают запрос на активную форму своей обыденной практичной жизни. «Как определить свои цели? Как их реализовать? Что мне делать? Какой мой следующий шаг? Как мне осознавать свои действия? Что будет в будущем?» - вот основные вопросы, с которыми приходится сталкиваться коучу в работе с клиентами. И профессиональный коуч в силу таких запросов клиентов должен оставаться практиком, эмпириком.

Поэтому мы говорим не о Боге или Абсолюте, а о «драйве» как энергии движения. Но на всех семи уровнях этот драйв проявляется по-разному. Драйв - это не только конные скачки, драйв - это не только возможность вождения автомобиля. Драйв это такая свежая пульсация, это ритмичная пульсация жизненной энергии. На уровне сердца - это пульсация сердца, а на уровне почек это пульсация энергии почек, а на уровне мозга это работа мозга, и это разные формы драйва.

© 2020 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

  • YouTube канал Нейрографики
  • kisspng-computer-icons-envelope-white-gr
  • сайт-холдинг