ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ
Грань Деятельность. Наука
Грань Деятельность. Наука
НАУКА
-
— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира.
Как и все виды познания, Н. возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Н. ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе
человеческой деятельности.
Любые объекты, допускающие преобразование человеком, — фрагменты природы, социальные подсистемы или
общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п. — могут стать предметами научного исследования.
2. область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об-ве и
человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них объективирует опр. сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. Немалый вклад в выявление
специфики научного знания, его социокультурной обусловленности внесли представители логич. позитивизма,
постпозитивизма, неорационализма, структурализма и иных направлений зап. философии науки 20 в. Отличит. чертами
научного дискурса являются: претензия на интерсубъективную значимость — “объективность”, системность, логич.
доказательность, использование специализированного искусств, языка, теоретичность. Научное знание реализует
функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с
постановкой и разрешением проблем. Проблема — итог эволюции познават. представлений в данной области Н.,
своеобразное знание о незнании. Она “объективно” вызревает в поле научного знания, обретая своих выразителей в кругу
ученых, способных сформулировать ее содержание…
3. Учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль.
Испугался бездны премудрости. Вот тебе, щука, наука! Это мне памятка вперед.
Ср. учение. См. предупреждение, учение
недалек в какой-л. науке, служитель науки, человек науки...
4. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного
воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признаетфетишей, не боится поднять
руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики.» Сталин.
5. Наука вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных
законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск. Научная мысль тем и отличается от религиозной, что вовсе не требуетнепременной веры в себя. [28.1, 32]
6. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о д
действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой
объект, предмет исследования и своя терминология. Методика рассматривается как самостоятельная наука в рамках
дидактики (частная дидактика), поскольку она обрела свой объект исследования, предмет исследования и терминологию ( (например, языковые упражнения, аудиовизуальный метод и др.).
7. — Сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира — научная картина мира, и способов взаимодействия с миром — научно обоснованная
практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы,
формулируемые в рамках определенных теорий.
8. -. основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода;
- область исследований или дисциплины, сосредоточенные на выведении основных принципов и общих законов;
- система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах;
- сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без какого-то единого научного метода или прямого различия между наукой в значении 2 и 3 и другими формами знания;
- термин, использование которого по отношению к психологии, психопатологии и психоанализу некоторыми
исследователями считается неадекватным. Например, Eysenck (1965), как и аналитик Home (1966) полагают, что
психоанализ не является системой научных знаний. Существует и часто высказывается также мнение о том, что
психопатология не отвечает или пока что не отвечает критериям научного знания;
- в кратком оксфордском словаре наука определяется как «систематическое и сформулированное знание».
9. - Основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода.
- Область исследований или дисциплины, сосредоточенная на выведении основных принципов и общих законов.
- Система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах.
Информационный ресурс :
1. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
2. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
3. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.
4. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
5. Словарь Л.С. Выготского
6. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. А
Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
7. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
8. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г
9. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г