© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ

Грань Деятельность. Наука

Грань Деятельность. Наука

НАУКА

 

  1. — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира.

       Как и все виды познания, Н. возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Н. ставит своей целью         выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе       

        человеческой деятельности.

       Любые объекты, допускающие преобразование человеком, — фрагменты природы, социальные подсистемы или      

        общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п. — могут стать предметами научного исследования.

 

2. область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об-ве и     

     человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них        объективирует опр. сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. Немалый вклад в выявление     

      специфики научного знания, его социокультурной обусловленности внесли представители логич. позитивизма,   

     постпозитивизма, неорационализма, структурализма и иных направлений зап. философии науки 20 в. Отличит. чертами

     научного дискурса являются: претензия на интерсубъективную значимость — “объективность”, системность, логич.

     доказательность, использование специализированного искусств, языка, теоретичность. Научное знание реализует

    функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с

    постановкой и разрешением проблем. Проблема — итог эволюции познават. представлений в данной области Н.,

    своеобразное знание о незнании. Она “объективно” вызревает в поле научного знания, обретая своих выразителей в кругу

    ученых, способных сформулировать ее содержание…

 

3.  Учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль.

    Испугался бездны премудрости. Вот тебе, щука, наука! Это мне памятка вперед.

    Ср. учение. См. предупреждение, учение

    недалек в какой-л. науке, служитель науки, человек науки...

 

4.  только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного   

     воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признаетфетишей, не боится поднять

     руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики.» Сталин.

 

5. Наука вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных     

     законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск.       Научная мысль тем и отличается от религиозной, что вовсе не требуетнепременной веры в себя. [28.1, 32]

 

6. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о д     

    действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой

    объект, предмет исследования и своя терминология. Методика рассматривается как самостоятельная наука в рамках

    дидактики (частная дидактика), поскольку она обрела свой объект исследования, предмет исследования и терминологию (        (например, языковые упражнения, аудиовизуальный метод и др.).

 

7. — Сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны        построение образа мира — научная картина мира, и способов взаимодействия с миром — научно обоснованная     

       практика.    Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы,

       формулируемые в рамках определенных теорий.

 

8.  -. основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода;

     - область исследований или дисциплины, сосредоточенные на выведении основных принципов и общих законов;

     - система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах;

     - сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без              какого-то единого научного метода или прямого различия между наукой в значении 2 и 3 и другими формами знания;

      - термин, использование которого по отношению к психологии, психопатологии и психоанализу некоторыми             

         исследователями считается неадекватным. Например, Eysenck (1965), как и аналитик Home (1966) полагают, что     

         психоанализ не является системой научных знаний. Существует и часто высказывается также мнение о том, что

         психопатология не отвечает или пока что не отвечает критериям научного знания;

      - в кратком оксфордском словаре наука определяется как «систематическое и сформулированное знание».


 

9. - Основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода.

-  Область исследований или дисциплины, сосредоточенная на выведении основных принципов и общих законов.

-  Система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах.









Информационный ресурс :

 

1. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

 

2. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

 

3. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

 

4. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

 

5. Словарь Л.С. Выготского

 

6. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. А     

     Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

 

7. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

 

8.  Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

 

9.  Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г