
Тел: +7 (915) 227-43-75

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ
Грань Деятельность. Методология
Грань Деятельность. Методология
МЕТОДОЛОГИЯ
-
(от метод греч. — слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в спец. предмет рационального познания и фиксируется как система
социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые
соотносятся со свойствами и законами действительности….
Так, напр., в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых не надёжным путём «мнений», преданий и др. Правила
рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом спец.исследования в
философии софистов….
2. (от метод и греч. λόγος – учение; учение о методе) – философское учение о методах познания и преобразования
действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к
практике.
3. М. существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. М. носит всеобщий характер,
но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из
таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.
Поэтому М., функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в
психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-
научной М. В современных условиях, для к-рых характерно непосредственное взаимодействие множества научных
направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о так называемых общенаучных методах,
обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах.
4. (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении
политики, включают в себя научно-исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов;
социологические опросы и интервью; текстуальный и контекстуальный (context) анализ аргументации
представителей политической мысли прошлого; сравнительный анализ(comparative); правительственные исследования,
базирующиеся на изучении конкретных случаев, а также количественное исследование, часто основанное на проведении
собственных изысканий или анализе работ других авторов.
5. (от метод и...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки учение о принципах построения, формах и способах научного познания …
6. методология
сущ., кол-во синонимов: 3
• методика (2)
• методологизм (1)
• этнометодология (1)
7. учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия
выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и
от характера разрешаемых ими проблем. В границах обслуживания типовых программ деятельности
смысл М. сводим к обеспечению их нормативно-рационального построения. Общественно-историческая и культурная
обусловленность М. выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических
средств. Значимую роль в разработке философских проблем М. сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Декарт,
Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная М.
8. тип рационально рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование
методов (см. Метод) в различных сферах духовной и практической деятельности.
9. 1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-л.
науке.
2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической
деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М. – одна из сторон развития
научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое
содержание, так как связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и
подходов к интерпретации изучаемого материала.
Современная М. включает в себя систему знаний объективных законов развития исследуемого объекта, а также
мировоззренческую систему исследователя, оказывающую решающее влияние на его деятельность. В литературе
последних лет активно обсуждается проблема связи методологии с другими науками(Павловская,
Башмакова, 2002) и важность приоритетного исследования методологии процесса обучения языку (Пассов, 2000).
Принято также разграничивать общую М. и частично М.,
теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах (Московкин, 2002).
Информационный ресурс:
1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С.
М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
2. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
См. Диалектика, Метод, Наука. П. Копнин. Киев. А. Спиркин. Москва.
3. Большая психологическая энциклопедия
4. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
5. Современная энциклопедия
6; Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
7. История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.
8. История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.
9. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г.
Азимов, А. Н. Щукин. 2009.