ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ

Грань Деятельность. Методология 

Грань Деятельность. Методология 

МЕТОДОЛОГИЯ

 

  1. (от метод  греч. — слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем  она вычленяется в спец. предмет рационального познания и фиксируется как система    

            социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые   

            соотносятся со свойствами и законами действительности….

 

       Так, напр., в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания —        всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых не надёжным путём «мнений», преданий и др. Правила     

      рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом спец.исследования в

      философии софистов….

 

2.        (от метод и греч. λόγος – учение; учение о методе) – философское учение о методах   познания и преобразования   

      действительности; применение принципов    мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к   

      практике.

 

3.  М. существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки.        М. носит всеобщий характер,     

     но она конкретизируется применительно к различным     сферам практической и теоретической деятельности. Одной из 

     таких сфер является       психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.

     Поэтому М., функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и      регулятивов, применяется в   

    психологии соответственно своеобразию ее предмета, что      требует разработки и применения специальной конкретно-

    научной М. В современных      условиях, для к-рых характерно непосредственное взаимодействие множества научных

     направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о так         называемых общенаучных методах,

    обеспечивающих приращение знаний во многих     дисциплинах.

 

4. (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы,     применяемые в изучении 

    политики, включают в себя научно-исследовательскую работу   в архивах; изучение ранее опубликованных материалов;

    социологические опросы и     интервью; текстуальный и контекстуальный (context) анализ аргументации

    представителей политической мысли прошлого; сравнительный анализ(comparative);       правительственные исследования,

    базирующиеся на изучении конкретных случаев, а   также количественное исследование, часто основанное на проведении

    собственных   изысканий или анализе работ других авторов.

 

5.   (от метод и...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах    деятельности; методология науки        учение о принципах построения, формах и способах      научного познания …

 

     6.  методология

 

      сущ., кол-во синонимов: 3

     • методика (2)

     • методологизм (1)

     • этнометодология (1)

 

7.   учение о способах организации и построения теоретической и практической     деятельности человека. Философия     

     выявляет общественно-историческую зависимость    репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и

     от характера    разрешаемых ими проблем. В границах обслуживания типовых программ деятельности

     смысл М. сводим к обеспечению их нормативно-рационального построения.    Общественно-историческая и культурная

     обусловленность М. выявляется в ходе    изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических

     средств. Значимую роль в разработке философских проблем М. сыграли Сократ,    Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Декарт,   

     Кант,      Шеллинг, Гегель и др. Специфический       подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная М.

 

8.    тип рационально рефлексивного сознания, направленный на изучение,     совершенствование и конструирование   

     методов (см. Метод) в различных сферах  духовной и практической деятельности.

 

9. 1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-л.  

      науке.

 

     2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации   познавательной и практической     

     деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и   научную деятельность. Развитие М. – одна из сторон развития     

     научного познания в   целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое

     содержание, так как связано с критическим пересмотром существующего понятийного   аппарата, предпосылок и     

     подходов   к интерпретации изучаемого материала.   

     Современная М. включает в себя систему знаний объективных законов развития   исследуемого объекта, а также   

     мировоззренческую систему исследователя,    оказывающую решающее влияние на его деятельность. В литературе   

     последних лет   активно обсуждается проблема связи методологии с другими науками(Павловская,

      Башмакова, 2002) и важность приоритетного исследования методологии процесса   обучения языку (Пассов, 2000).     

      Принято также разграничивать общую М. и частично М.,  

     теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах (Московкин, 2002).





 

 


Информационный ресурс:


 

1.   Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С.     

      М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

 

2.   Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

      См. Диалектика, Метод, Наука.   П. Копнин. Киев. А. Спиркин. Москва.

 

3.  Большая психологическая энциклопедия

4.  Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем,          и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

 

5.   Современная энциклопедия

 

6;   Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

 

7.   История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.

 

8.  История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.

 

9.   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г.   

       Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

© 2020 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

  • YouTube канал Нейрографики
  • kisspng-computer-icons-envelope-white-gr
  • сайт-холдинг