ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО

Лидерство — в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

А лидер - это член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

При изучении лидерства психологи используют три основных подхода: структурный, поведенческий и ситуационный.

Структурные теории лидерства ставят перед собой задачу выявить универсальную структуру личности лидера, определив наиболее важные черты личности лидера. Античные философы и историки, такие как Платон, Аристотель, Плутарх, Тит Ливий и др., склонялись к мысли о том, что те или иные люди становятся лидерами исключительно благодаря своим личностным качествам. Поэтому их успех не зависит от внешних условий, и они будут героями при любых обстоятельствах. Этих же взглядов в XIX в. придерживались Т. Карлейль, Ф. Гальтон и Ф. Ницше.

Важное значение для развития этого подхода имели результаты исследований С. Клубека и Б. Басса, продемонстрировавших, что лиц, от природы не склонных к лидерству, сделать лидерами практически невозможно. Можно лишь посредством психотерапии незначительно изменить некоторые особенности их характера.

Очевидно, что нельзя найти универсальный набор лидерских черт, так как каждое время, каждое общество, каждая группа требуют своих лидеров, однако экспериментально установлено, что чаще всего лидеру присущи: высокий интеллект; доминантность; уверенность в себе; высокий активационный (энергетический) уровень; профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче.

Поведенческие теории лидерства исходят из того, что любого человека можно сделать лидером. В этих теориях изучается поведение человека, которое может сделать его лидером. Именно в рамках этого подхода сформировалось понятие стиля лидерства. Традиционно выделяют три стиля лидерства (стиля руководства) - авторитарный, демократический и попустительский.

Основная мысль поведенческого подхода в том, что лидерство рассматривается не как врожденное качество, а как форма поведения, которую можно освоить и которой можно и нужно обучать. Если лидерство - это определенные навыки поведения, то можно разработать учебные программы и обучить лидерству тех, кто хочет стать эффективным лидером. Такой подход открывает новые возможности для человека.

Ситуационный подход к лидерству утверждает, что лидер является продуктом конкретной ситуации.

Важность ситуационных переменных в лидерстве отмечалась многими исследователями. Так, Л. Картер и М. Никсон выяснили, что и тип, и стиль лидера во многом зависят от характера поставленной задачи. Между группами, решающими различные задачи, имелись резкие различия по типу лидерства. А лидеры группы со схожими целями были в общем схожи между собой, отличаясь друг от друга лишь некоторыми особенностями личности.

Большое влияние на поведение лидера имеют такие факторы, как структура группы и модель общения в ней. Важным моментом является продолжительность существования и деятельности группы. В устоявшихся и сложившихся группах их организация и структура в значительной степени определяют как поведение лидера, так и поведение всей группы. В случае перехода человека в новую группу его прежний статус оказывает значительное влияние на его лидерские притязания в новой для него группе, а также на возможную степень успеха в процессе завоевания им положения лидера.

Позиция лидера определяется во многом социальным статусом человека. Степень влияния любого члена группы тем выше, чем выше его социальный статус.

На сегодняшний день в науке нет общепринятого ответа на вопрос о появлении лидеров в коллективе.

«Лидерство — это искусство побуждать людей делать то, что тебе нужно, по собственному желанию.»

                                                                                                               Дуайт Д. Эйзенхауэр

© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ