© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

Грань героя

Открытая On-line встреча

об Индивидуальности и Восхождении Героя

Сегодня я хочу представить «Пирамиду развития» в целом и ее базовую часть, базовую модель, которая легла в основание всей концепции «Пирамиды развития». Она расширяет наше интеллектуальное поле, экспертную позицию, представление о действительности через то, что структурирует эту реальность,  то, что позволяет нам найти словам свое место, а как известно, у специалистов нейронаук, что каждый смысл стремится найти свое место, и если у смысла нет этого места, то как бы человек смысл не обретает, т.е. как будто бы манипулирует, общается с его содержанием.

 

Пирамида развития – это удивительная разработка, автором которой я (Павел Пискарев) являюсь. Я психолог, кандидат психологических наук, доктор философии, архитектор, художник, автор метода Нейрографика, но нейрографика – это не единственное, что нам удалось сконструировать, я гордо осознаю, что я являюсь архитектором этой пирамиды, которая на самом деле является уникальным прибором, уникальной разработкой, аналогов которой в мире интеллекта нет. Это прибор, который позволяет нам мыслить, не только мыслить, а мыслить эффективно, находить достаточно эффективные стратегии мышления, чтобы решать свои повседневные задачи. Иногда эти задачи действительно лежат в области окружающей среды и поведения, иногда эти задачи лежат в области психической структуры, связанной с областью чувств. Конечно, помогает нам ориентироваться в социальных движениях, прокладывать какие-то маршруты, коммуникации в области партнерства и бизнеса, ну и что еще более интересно, что пирамида не менее эффективна в решении вопросов экзистенциальности, т.е. поиска ответов на вопросы «а кто я?», «зачем я живу?», «как быть?», «во имя чего это все?» и прочих вопросов уровня миссии и уровня мистики, и других самых важных вопросов, которые существуют собственно в жизни каждого из нас.

 

В основаниях всех моих разработок лежит вечный поиск, с одной стороны, самого себя, с другой стороны, социальные эксперименты по поводу того, как начать жизнь сначала, как круто повернуть, уйти на дауншифтинг, обрести новую профессию, переехать в другую страну, изменить среду обитания, - это правильные эксперименты в том числе для того, чтобы иметь право работать с людьми. Поэтому я прежде всего психолог, коуч, а коуч - это значит, человек, который прежде всего из мира психологии, в контексте психологических практик, психических практик смотрит вперед, т.е. конструирует будущее, моделирует реальность и помогает это делать другим.

 

Итак, пирамида развития.

Пирамида развития - это уникальный прибор, но это не только прибор, который существует в 3Д виде, это еще и модель, выраженная как структура и набор таблиц, и сейчас мы уже собрали (и пока остановились на этом) 40 граней, которые описывают реальность. Удивительное качество этой модели в том, что эти 40 граней, эти 40 гуманитарных дисциплин, на самом деле, не только гуманитарных, и дисциплин естествознания, физики, химии, объединены одним принципом: это принцип вертикали, это принцип 7 уровней вертикального развития, и очень важно, что эти 7 уровней являются для нас, для меня достаточно объективными, объективной моделью просто потому что мы все семиуровневые существа. Если представить или осознать, или увидеть объективное, что мы все прямоходящие люди, а значит, у нас есть какая-то вертикаль в жизни, то эта вертикаль обусловлена нашей анатомией, физиологией, и эти 7 уровней по большому счету, это просто проекция нашего организма на всю ту реальность, в которой мы живем, и выйти из этой реальности мы не можем, потому что мы только такие. Поэтому реальность на самом деле – это просто отражение человека на внешний контекст, и этот внешний контекст устроен точно так же, как мы. А мы семиуровневые по той простой причине, что у нас у каждого существует эндокринная система, которая является управляющей системой нашего организма. Эндокринная система состоит из 7 желез, которые находятся в строгой иерархии управления между собой, и точно такую же иерархию мы можем увидеть в этих самых гуманитарных областях, гуманитарных дисциплинах. Но самое важное, что это все отражение нас самих.

Почему это важно? Потому что понимая этот принцип, что мир – это отражение нас самих, и тот мир, в котором существует человек социально, и тот мир, в котором человек существует коммуникативно, он продолжает быть нами, и если мы умеем наладить какую-то коммуникацию внутри себя, расти вот что очень важно.

Сама тема героическая – она тоже про вертикаль, потому что герой – это некоторая архетипическая сущность, это даже не роль, эта сущность, которая живет в каждом из нас. И грань, которую мы называем «пирамида Героя», или грань, которая называется «Герой», на этой пирамиде она слева внизу, красная, и от нее мы отталкиваемся как от главной грани, которая помогает человеку разобраться с самим собой.

Сначала несколько сов о том, а кто же такой герой в принципе. Герой – это каждый из нас в тот момент времени, когда мы сепарировались из рук матери, когда мы сепарировались из такой системы обеспечения, когда мы принимаем жизнь как некоторый вызов, с которым нам приходится справляться самостоятельно. Герой – это человек самостоятельный, и в этом смысле, каждый индивид является героем, но не каждый человек является индивидом. Индивид, принципиально, это тот человек, который намеренно, может быть, правда, и жизнь заставила, иногда по-разному бывает, принял на себя тотальную ответственность за все происходящее с ним, за все, что происходит в его окружении, и видит мир как проекцию себя. Это человек, который отказался и принял этот отказ, и реализует этот отказ через свою деятельность, мышление, труд, работу, через свое творчество и даже через свою игру. Как некоторую игру самостоятельную, игру человека, который стоит на своих двух ногах и существует в вертикале. Когда я говорю слово вертикаль, я имею ввиду с одной стороны, вертикаль метафорическую, которая связывает землю и небо, и в этом смысле проходит через нас от самых уровней прагматичных, заземленных, уровней очень плотной окружающей среды, и дальше, дальше, дальше вверх по уровням, поднимается по этим уровням вверх в своем развитии. Никому из нас не суждено с самого детства, с самого рождения родиться высоко развитым существом. Так мы устроены, что мы все растем, развиваемся, и задачи, проблемы развития стоят перед каждым из нас, и страшнее всего, наверное, в современной жизни – это не использовать возможность быть человеком, не использовать возможность этого воплощения, и пропустить эту идею, пропустить это развитие, достигнув какого-то уровня, остаться на нем.

Кто-то, наверное, остается на первом уровне, что это значит? Уровень человека в том, где находится его сознание, где находится его осознанность. Уровень человека определяется тем уровнем задач, с которыми он может справляться. И все, что выше, это остается его потенциалом. И в этом смысле, когда мы работаем с такой пирамидой, мы говорим, что у каждого человека есть потенциал, это то, куда он может дойти, но может быть и нет, но еще не дошел. Или может быть, ему даже не суждено, но хотелось бы верить, что те, кто принимают на себя задачу такой индивидуальной жизни, которые принимают этот вызов самостоятельности, они все равно начинают расти, накапливать потенциал, и это накопление потенциала уверенно, ясно и точно выводит нас на новые уровни жизни. Каждого из нас, каждого, живущего человека. И в этом смысле, развитие – это всегда движение по вертикале снизу вверх. Иногда это еще и движение сверху вниз, потому что каким-то образом некоторые из нас, мы знаем таких людей, где-то закрепились на высших уровнях, и там совсем недурно пребывают в своей зоне комфорта. Но задача человека – это максимально освоить потенциал жизни, который в каждом из нас заложен, и реализовывать этот потенциал в каждый момент времени, в каждой задаче, которую ему ставит жизнь или он выбирает сам для себя.

 

Если обратиться к работам русских физиологов Ухтомского, Бехтерева, то мы знаем, что существует некоторый набор рефлексов, базовый набор рефлексов. Эти рефлексы определяют физиологию нашей жизни. Существует горизонтальный, феминный рефлекс, это рефлекс, который делает нас потребителями, удачными потребителями, людьми, которые достаточно смиренны, может быть, даже в этом есть какая-нибудь духовная ипостась о тотальном принятии жизни, но если честно, я мало виде людей, и то это были короткие периоды, когда жизнь принимается тотально. В основном, каждый из нас как-то желает воплощать какие-то мечты, какие-то свои идеалы, намерения, желания. И конечно, уровень этих желаний относительно даже не масштабов желаний, а уровней пирамиды развития, осознание уровней, осознание задач, возможностей, которые лежат на этом уровне, дают всю полноту и широту жизни. Так вот, есть первый рефлекс – это горизонтальный рефлекс, это рефлекс комфорта. Второй рефлекс – компульсивный рефлекс – это рефлекс ритмичный, это такой рефлекс наших сомнений и выборов, когда мы переходим в какую-то идею размышления «надо-не надо, хотим-не хотим», и в этой идее размышлений заложена какая-то пульсация, как пел Цой, пульсация вен, пульсация нашего мышления, пульсация и биение сердца, когда мы находимся в не очень понятной зоне, двигаться вперед или ждать, пока само случится, надеяться на себя или, возможно, разделить свою ответственность с кем-то другим. Но тем не менее, это такой рефлекс. Рефлекс, можно говорить, диагональный, если положить его на плоскость. И в конце концов, существует рефлекс вертикальный, рефлекс прямой спины, и собственно, он зарождается у человека еще при рождении, когда человек покидает тело матери, распрямляет спину, проходит родовой канал, проживает там сложнейшие, может быть, самые большие, самые тягостные в жизни переживания первой встречи с окружающей средой, и в конце концов, становится индивидом, сепарируется, отделяется от тела матери. Конечно, человека мама всегда примет на руки, и человек еще некоторое время живет в привычке принимать заботу, принимать внимание, отсюда у него появляется некоторая идея, что выжить можно за счет других, когда для минимального обеспечения жизни на самом деле не требуется слишком больших усилий, не требуется делать никаких вызовов. Достаточно просто, как дети иногда, кричать: «дайте нам! дайте нам!», и вот это «дайте нам!» - это такой общий лозунг социального государства, обеспечения, мы хотим, мы требуем, нам нужно, но самостоятельно встать и сделать какой-то шаг, самостоятельно начать какой-то процесс, ведущий нас к повышению качества жизни, самостоятельно двигаться в сторону собственного роста, развития, способны далеко не все. И моя задача, как минимум, обратить внимание на это, что это в каждом из нас есть, с другой стороны, рассказать, а кем мы можем быть на этих 7 уровнях. С третьей стороны, познакомить вас с моделью и предложить вам, в конце концов, какую-то программу развития, программу изучения себя, систему мышления, которая позволяет нам двигаться достаточно уверенно, достаточно эффективно туда, в сторону драйва. А драйв – это такое понятие, центрированное в нашей модели, источник жизни, можно его сопоставить с идеей воли к жизни, это источник энергии, который по уровню обобщения для людей духовных сопоставим с идеей просветления, для людей скорее психологически ориентированных сопоставим с уровнем тотального решения экзистенциальных задач, и т.д. Т.е. мы двигаемся о  нас маленьких к нам великим, и потенциал такого движения заложен в каждом из нас.

Итак, герой.  Герой – это архетипическая сущность. Когда я говорю «сущность», я говорю, что есть содержание, характер, набор привычек, набор качеств, потенциально заложенный в нас набор каких-то умений, способностей, свойств, ценностей, которые в нас потенциально существуют. Другое дело, что эта сущность может проявляться в разных ролях. Героическая сущность принципиально – она мифическая. Миф, архетипическое проявление героя зафиксировано в книге Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», в которой Джозеф Кэмпбелл, великий аналитик ХХ века, исследовал мировую культуру и увидел, что у каждого народа, во все времена, в разных эпохах, независимо от того, большой это народ, который проявил себя в историческом развитии, в историческом плане как народ пассионарный, или это просто маленькая народность, но тем не менее, все складывали какие-то свои истории. И у каждого народа, в каждой культуре существовали героические образы. Конечно, героические образы существовали у русского народа, …, конечно, вся европейская цивилизация выросла на эллинской культуре, и мы знаем, насколько богат героический эпос Древней Греции, Древнего Рима. Ну, и конечно герои – это люди, которые отличаются от всех других простых обывателей. В каком-то смысле исследование Джозефа Кэмпбелла – это единственная последовательная разработка, которая дает нам представление о том, как же действует герой, и мы все, наверное, знаем, или большинство из нас знает, что существует некоторая идея в культуре, которая называется путь героя. И путь героя – это некоторая модель с моим авторским комментарием, то, что вы сейчас видите. То, как здесь описан путь героя – это уже мои интерпретации, немножко трансформированные из той модели, которую предложил Джозеф Кэмпбелл, трансформации текста, которые вы здесь видите, они более бизнесовые, более рациональные, адаптированные к социальной среде, к людям, которые действуют в урбанистической реальности, в реальности коммуникаций, в реальности достижений, а не просто пересказ мифа. Тем не менее, мы знаем, что существует некоторый путь. И все мы, когда хотим чего-нибудь добиться, как только у нас появляется какое-то желание, намерение, мы все выходим в какой-то путь, принимаем какой-то вызов судьбы. Вызов судьбы – это всегда первый шаг. Как только человек принимает решение «да, я хочу» или «да, мне, надо», или «да, это возможно», и это «да» касается лично его, «да, я буду», «да, я есть», он принимает вызов судьбы, вызов судьбы на существование, в этот момент он становится индивидом. В этот момент он как ребенок становится с четверенек на ноги и начинает свой путь прямоходящего, распрямляя спину и принимая на себя вот эту сущность героя. Но путь этот не короток, и в любом достижении, самом маленьком, от самого бытового, что нужно встать и помыть посуду, для некоторых людей это существенный подвиг, до подвигов другого рода, например, «хочу стать матерью», потому что нет разницы, когда я говорю про индивида, это мужчина или женщина, потому что сущность героическая определена не полом, а рефлексом, определена ощущением себя как индивида, как человека, который отделен от всех в решениях своих задач, как человека, который способен принимать свою судьбу, принимать этот вызов и действовать в соответствии со своим намерением, а не в соответствии  с тем, что ему предлагают обстоятельства. Обстоятельства никогда, во все времена, хорошими не бывают. Я уверен, что то, как мы сейчас живем, намного лучше, чем люди жили раньше, но тем не менее, и сейчас большинство людей испытывают сложности, страдают, переваливают друг на друга ответственность, а это значит, просто не принимают ответственность на себя.

 

Итак, герой двигается по кругу. Любому, каждому человеку, каждому из нас при каком-то достижении, т.е. когда мы начинаем делать что-то, что мы прежде никогда не делали, а может, делали, но прямо сейчас нам делать не хочется, и надо делать … Знаете, как каждое утро, вставая, просыпаясь и принимая решение, что надо встать на ноги и идти на работу, мы принимаем вызов судьбы, даже вот на таком уровне. И дальше начинается очень понятная система движения, если мы хотим дойти до результата. В каждой из этих 12 точек нас ждут какие-то силы, какие-то возможности, какие-то повторяемые для всех, во все времена сюжеты, которые нам предстоит проходить. В зависимости от того, насколько мы подготовлены, нам удается удачно проходить эти самые сюжеты, сюжеты дня, сюжеты подвига, потому что как по мне, так каждый день ходить на работу – подвиг не меньший, чем однажды вызвать на бой дракона, и не знаю еще, какой подвиг сильнее, потому что длинная воля, она не менее важная, выносливость, человеческая выносливость. Бесконечная длинная воля – это хороша фраза, определение, которое когда-то дал Лев Гумилев, длинная воля, как раз-таки про людей, которые принимают на себя ответственность  долгой жизни, долгой самостоятельной жизни.

Я не буду сейчас описывать все 12 шагов. В той схеме, которая сейчас у вас на экране, мы видим, что заложены еще каких-то 7 центрических кругов, где я и определяю соответствие, соотношение вот этого пути героя с траекторией восхождения. И восхождение героя – это уже наш термин, который дополняет такую парадигму пути героя, потому что как по мне, герой, который всегда движется по кругу в одной плоскости, на одном уровне, да, наверное, он герой, но как будто бы там нет восхождения. А все-таки ведь существует достаточно сильно проявленный, достаточно известный для нас миф или сказание о том, что самые великие люди, они куда-то поднялись. Более того, у нас, у каждого из нас в языке заложена такая метафора «поднялся человек», «встать с колен», «пошел в гору». Ну и самые великие пророки человечества получали свои откровения тогда, когда поднимались на вершину горы. Я могу вспомнить Моисея, который принес людям иудейские  заповеди, могу вспомнить Микао Усуи, который с горы пришел и принес нам рейки, и наверно, можно бесконечно вспоминать людей и персонажей, которые совершали свое восхождение в уединении, всегда это важно, потому что такое восхождение – это очень индивидуально, это очень уникально, это очень интимный процесс, развиваться, это очень интимный процесс. Иногда есть команда, группа людей, которые помогают нам в развитии, с которыми хорошо идти плечом к плечу, но принципиально каждый идет эту дорогу сам.

И мы дополняем идею, что герой – это не роль, а герой – это сущность, а ролей, архетипических ролей у героя может быть 7. И эти 7 ролей мы расставили по порядку и у нас получилась вот такая грань, грань мифическая на самом деле, которая определяет, в каких ролях существует герой. И сегодня я ее хочу изложить.

Мы сейчас говорим о сущности, об архетипической мужской роли в том смысле, что она мускулинная. Но мускулинность женщинам принадлежит не меньше, чем она принадлежит мужчинам, и более того, классикой, аксиомой теории развития, например, в аналитической психологии является, что женщина в своем развитии двигается через развитие  анимуса, развития мужской сущности, вот этой самой мускулинности. Поэтому так много женщин, которые вышли на путь развития, как будто бы расстаются со своей женственностью и вдруг начинают проявлять какие-то более мужские качества, начинают как-то бороться за жизнь, иногда более агрессивно, чем мужчины, иногда более жестко, более волевой, и женщины проявляют героизма на самом деле в жизни еще больше, чем его проявляют мужчины. Но в том числе, сейчас дам алиби для мужчин, потому, что такой же параллельной аксиомой является то, что мужчина, который развивается, который встал на путь развития, он как раз развивается через аниму, через свою женскую ипостась, и в этом смысле он обретает другие качества. Это, наверное, логично, потому что женщине женские качества даны от природы, и она развивает то, чего ей от природы не дано, т.е. вот эту мужскую ипостась. А мужчина как раз развивает свою женскую ипостась, потому что от природы ему дано мужское тело, социум ему навязывает или обеспечивает мужскую стратегию поведения, как бы мужественность его обеспечена внешней средой, его гендерной принадлежностью. Поэтому то, что мы сейчас говорим для героя, может быть для женщин не менее важно, а может быть, даже более важно, чем для мужчин. Но и для мужчин важно, потому что каждому из нас намного приятнее и намного проще прийти домой, прилечь в мягкий диван, включить телевизор, открыть наполненный кем-то холодильник и отдыхать, и бесконечно отдыхать . И идея о бесконечном отдыхе и тотальном комфорте, это собственно, такая женская идея, которая обуревает в том числе и мужчин. И уже мы готовы сложить лапки, и как можно быстрее выйти на пенсию, как можно быстрее забраться в гамак или прилечь на шезлонг, для того чтобы ничего не делать и ни в коем случае не подниматься в эту самую вертикаль, не встречаться с гравитацией жизни, а двигаться в сторону комфорта и горизонтали.

Мать Тереза Жанна Д’Арк, Валентина Терешкова, Оксанка Полтавка. В каждом народе есть персонажи героических женщин. Более того, если сделать социальную параллель, то женщины из аристократических семей, а аристократия – это, в общем-то, воинский класс, воинский класс – это люди, которые просто присягают по рождению, что они готовы отдать свою жизнь за государя, готовы идти на войну, это про мальчиков, но женщины живут в этих же условиях, они принимают условия, в которых растут или живут их мужчины, и в этом смысле женщины воспитывают и принимают на себя не менее героическую судьбу, чем люди класса буржуазного, мещанского, которые тоже по определению, ну может быть с каким-то героическим тонусом мещане существуют, но принципиально мещане – это люди, которые выживают, опасаясь принять на себя эту самую героическую идею.

Итак, я хочу рассказать, какие же роли мы определили в этих 7 уровнях бытия для героической сущности, потому что героическая сущность, она вкладывается в какую-то отдельную роль, а роль определена уровнем пребывания индивида, уровнем его действий, уровнем его сознания, я немножечко порасшифровываю уровни, а потом расскажу, как с этими уровнями работать.

Атлет – это первый уровень героического воплощения. Атлет – это человека, который как будто бы отличается от всех окружающих, более того, атлеты во все времена и сейчас, это такие люди, которые получают очень много внимания, они всю свою жизнь отдают атлетизму. Мы знаем, как чтут олимпийских спортсменов, победителей разных соревнований. Но по большому счету, кто такой атлет? Атлет – это человек, который вкладывает очень много усилий в развитие своего тела, в накопление его свойств, в расширение его свойств, в максимальную реализацию свойств тела, в то время, когда его сверстники стараются кушать круасаны или манную кашу с ложечки, которую им подает бабушка. В этом смысле атлет – это человек, который в общем-то уже начинает поступать героическим образом, он начинает накапливать силу. Атлетизм – это не только спортивная форма. Атлетизм – это процесс накопления силы. И если мы хотим развернуть эту метафору и эту роль, то мы можем посмотреть вокруг и сказать, вокруг нас очень много атлетов. Кто-то накапливает очень много знаний. Знаете, есть такие люди, они даже играют в какую-то телевизионную игру, которые знают все обо всем, по большому счету, это такие атлеты, которые накопили огромное количество информации, может быть, ее некуда деть, но они продолжают ее накапливать. Есть атлеты другого рода, атлеты, которые накапливают имущество, сертификаты, ходят с курса на курс, и вы знаете, достаточно героическое поведение. И такие люди отличаются от всех других людей, как минимум, количеством знаний, атлетизмом своей презентации, атлетизмом своей позиции в той нише социума, в той профессиональной нише или в той коммуникативной нише, в которой они почему-то состоят. Поэтому когда я говорю слово «атлет», я говорю, что герои такого уровня существуют, они рядом, они вокруг, их много, и каждый из нас знает таких накопителей, накопителей коммуникаций, например, я по роду своей деятельности знаю очень много людей, которые прошли по 10-20-30, не знаю, сколько, тренингов по коммуникациям. Это люди, которые накапливают то, что им суждено накапливать, или то, что они выбрали накапливать. Но принципиально, такие мускулистые, жилистые,  не с точки зрения тела, а с точки зрения накопления силы. Как будто бы это люди, которые копят силу на потом, которые копят силу в принципе. Таких людей очень много в спортивных залах, в библиотеках, на тренингах, ну и, наверное, в других пространствах. Коллекционеры – это атлеты, у которых самый примитивный уровень деятельности, потому что это собирательство – это самый примитивный уровень деятельности для приматов. Это люди, которые занимаются накопительством, собирательством, и это герои, потому что в это время кто-то ничего не собирает. И кстати, идти собирать, выбирать, накапливать, хранить, держать в хорошей форме, раскладывать по полочкам и пр., знания, предметы, упражнения, техники – это достаточно трудоемкая деятельность. Можно сейчас определить, что герой, в какой бы роли он ни находился, , это человек, который поступает вопреки природному принципу сохранения энергии и начинает вкладывать силы, тратить энергию в то, что может быть, принесет плоды потом, и в общем-то в данный момент времени, когда человек этим занимается, это не самое с точки зрения природы разумное поведение. Но зато это культурное поведение, поэтому мы говорим, что культура – это выращивание, а выращивание – это всегда движение вверх. Многодетные родители – это, наверное, герои особого рода, но в том числе, потому что можно как-то реализовать себя в родительстве. И, может быть, у человека есть потенциал и повыше, но можно его растратить в количестве детей, благородная миссия, мы не можем никогда осуждать таких людей, потому что понятно, что они себя отдают, они себя тратят на других людей, но тем не менее, это не более чем количественная практика.

Есть люди, которые накапливают, а есть люди, которые накапливают и при этом рвутся в бой. И мы назвали такой архетип (это ведь архетипические роли, атлет – это архетипическая роль) , следующий уровень – это уровень «боец». Боец – это человек, который реализует себя на уровне действий. Это не просто человек, который накопил силу, а человек, который накопил силу и рвется в бой. Это не просто посетитель фитнес-зала, а человек, который накапливает силу и идет на соревнования, где, собственно, есть вызов, конкуренция, где можно быть осмеянным, можно потерпеть поражение, в этом случае он уже в каком-то смысле идет на смерть. Это человек, который прочитал много книг, но он не просто для себя их читает, в накопительном режиме, а человек, который свои знания начинает применять. Он старается как-то применить свои знания в быту, т.е. консервировать огурцы по рецепту, который он прочитал где-нибудь, а не просто собирает рецепты. Ведь есть большая разница между теми, кто нашел два рецепта и законсервировал 200 банок огурцов, и тем, кто нашел 200 рецептов, но не законсервировал ничего. Так отличается боец и атлет. Если человек прошел тренинг по коммуникации, один, или понял какой-нибудь принцип, что надо просто с людьми здороваться, и все будет хорошо, и он выходит в зал и начинает работать менеджером по продажам, продавцом, то это уже боец по отношению к тому, кто просто сидит и знает все о людях. И это уже другой уровень, это такой человек уже проявляет качества бойца, потому что его вызов уже значительно выше. Этот уровень реализуется в нашей линейке представлений как человек действия. Это человек, который не только собрал силу, независимо от того, эмоциональная,  интеллектуальная или какая-нибудь еще сила, но и старается эту силу применить в жизни. И в этом смысле это уже герой совсем другого рода. Это герой, который уже рвется на подвиг и этот подвиг совершает. Если атлет – это такой подвиг во имя себя, то боец – это уже подвиг во имя других, или подвиг рядом с другими, или подвиг во имя чего-то, но это уже встреча с окружающей средой. Согласитесь, что боец – это человек намного более героического склада, потому что уровень опасности, вызов, который он принимает на себя, значительно выше.

Мы знаем много людей, я уверен, что частично и мы такие же, потому что в одних областях мы прям такие вожди, стратеги и мистики, а в других мы еще так, атлеты, и не дурно это, дурно, когда мы знаем о том, что мы только атлеты, но не делаем ничего, чтобы применить свои знания, умения, накопленные силы с какой-нибудь пользой, просто их применить.

Это люди, которые уже преодолели свой страх. Но опять же, любые герои – это те, кто преодолели свой страх, потому что даже пойти в фитнес-клуб – это уже преодолеть свой страх. Некоторые его преодолевают только купив себе модный костюмчик, ту как будто бы стара никакого, а вот пойти туда в спортзал и оказаться смешным рядом с теми, что там уже атлет-атлет, это достаточно требует мужества. А сходить туда на всю длину купленного абонемента, это уж совсем героизм. Поэтому в спортзалах продают очень хорошо абонементы на год вперед, а юные герои, юные атлеты, они чаще заканчивают свой подвиг после 2-3 тренировок. Бойцы ходят, они серьезно идут и бьются на этих снарядах, они бьются в библиотеках, а потом выносят эти знания в действительность, ставят эксперименты, эксперименты в коммуникациях, в науке, в любом виде деятельности. Поэтому это действие в реальности, это от накопления к действию.  От личной презентации к презентации действием. Но это все уровни окружающей среды, и боец – это человек, который стремится к схватке, он готов в любой момент вступить в схватку, но дальше как будто бы больше и не растет. Как будто бы для нас, в современной культуре мы чаще всего знаем героев, которые безрассудные, лезут в драку, лезут куда-нибудь еще. И в общем-то наше общество потребления, общество социальной поруки, осуждает героя, осуждает бойцов, мол, смирите свою агрессивность. Например, у Льва Гумилева есть такое понятие – пассионарность, Гумилев определял, что пассионарии, они вообще не обязаны быть какими-нибудь деликатными, нежными и прочими людьми, в основном, в основе своей это люди дикие, с грубым нравом, люди, которые нарушают закон, люди, которые меняют представление, и они делают это на уровне схватки. Как будто бы там не какого-то видения, там нет на самом деле еще подвига, есть просто харизма, вспыльчивость, капсуль есть в таких людях, который в любой момент может как-нибудь разорвать этот самый динамит. И это второй уровень, вторая роль, которая повыше, чем атлет, но не сверхвысоко. И некоторые пренебрегают быть бойцами, потому что это не сверхвысоко. Предпочитают быть на других уровнях.

По нашим представлениям, в жизни человек, полноценно освоивший сущность героя, является человек, который освоил все 7 уровней. И тогда, кто же такой герой третьего уровня? Мы назвали его тактик. Тактик – это человек, который способен организовать и выполнить какое-то задание. Одноразово или несколько раз подряд, или он просто способен организовать какую-то операцию и удачно эту операцию провести. Тактик – это человек, которому доверяют другие люди. Например, на работе тактик – это человек, которому доверяют управление другими людьми, двумя, тремя, пятью, доверяют какую-нибудь операцию, может быть, это такой управляющий проектом, это человек, который умеет скоординировать действия других для достижения поставленной цели. Иногда эта цель своя, такая спекулятивная, предпринимательская, но еще не профессиональная бизнесовая, а такая спекулятивная, провернул какую-то сделку, можно отдыхать. Чем отличается тактик? Тем, что провернув или совершив, или сделав одну тактическую операцию, он в любой момент может сказать, знаете, хватит, больше я не хочу, или больше я не хочу делать вот так. Т.е. тактик – это мастер таких однократных операций, после которых ему требуется восстановление, в любой момент он может сказать, да, я на своих свойствах что-то сделал, я на своих качествах предпринял какую-то идею, но это не моя жизненная миссия, и в любой момент я готов от нее отказаться. Тактик – это человек, который не борется за большую идею, ему достаточно вот этого небольшого масштаба, одноразовости, небольшой масштаб операций, то, что строится на личных свойствах, которые даны от природы или воспитаны в процессе взросления. Т.е. такой человек, у которого что-то получается, иногда он этим пользуется, иногда он уходит от этого, но у него что-то получается. То же самое в спорте. Есть люди, которые занимались в спортивных залах вместе с будущими чемпионами. И даже в то время, когда они занимались с будущими чемпионами, они показывали результаты получше этих чемпионов, но это были просто такие природные свойства. И когда тот, который стал будущим чемпионом, продолжил свой труд, они в какой-то момент бросили, ушли заниматься куда-то в другую область, чтобы применить свои свойства. Это такие люди удачи. Тут получилось, тут не получилось, тут получилась какая-то коммуникация, заработали, получили успех. Например, тактическая операция – выйти замуж, тактическая операция – наладить близкие отношения с девушкой, и в общем-то тактическая операция – прийти к состоянию интима. Это сильно отличается от того, чтобы жениться и выйти замуж с полной ответственностью, что это будет длинная жизнь, и это превращается из такого сиюминутного действа и близости в какую-то длительную операцию, когда надо заботиться о человеке, когда надо принять на себя идею ценностей, и в этом смысле воин – это уже человек убеждений, это уже человек ценностей. И по большому счету, это уже профессионал.

Профессионал – это человек, который вооружен технологией, мы ведь говорим, что каждый более высокий уровень содержит в себе более низкие уровни. И в этом смысле это такой рост, мы, в общем-то, все растем, если вспомнить, как мы приходим в какую-то профессию, или например, даже с этой пирамидой, у нас у самих так же получается, на каком-то уровне сначала мы накапливали информацию, потом мы начинаем рваться в бой попробовать ее один раз, другой, третий, потом можно собрать какую-то игру, встретиться. Можно сказать, ой, все, тяжело идет, плюнуть. Но а четвертый уровень – уровень воина, это уже очень большая роль, потому что эта роль профессиональная, это профессионал, это человек, который действует в соответствии со своими убеждениями. Это человек, который уже заложник чести, и слово «воин» - это уже слово высокого порядка. Это не то, что есть настроение или нет настроения. Вот тактик, у него если нет настроения, то и дома у него все плохо, и на работе все плохо, а пришло настроение, ОК, можно сделать тактическую операцию. А воин – это человек, который понимает, что он находится в окружающей среде, что вокруг него много всего существует, он принимает на себя ответственность и в соответствии с этим масштабом восприятия себя, человек пользуется уважением других, ему начинают больше делегировать, больше доверять, вооружают его финансами, технологиями, полномочиями. В этом смысле слово «воин» в человеческой культуре достаточно высокого уровня. Мы, наверно, помним книжку Пауло Коэльо «Путь мирного воина», мы помним Кастанедовские 11 томов про идею воина на пути, мы знаем, что исследуется, изучается людьми самурайская культура, рыцарская культура, это все про людей чести. Воин – это человек чести, для которого совершить операцию, совершить дело, сделать дело, воплощать свою миссию, соответствовать норме, которую он принял, – важнее, чем его собственное состояние. Каждая мать – воин, потому что когда ей плохо или хорошо, она все равно встанет и будет заботиться о своем ребенке. Эта воинская ипостась – она абсолютно сопоставима с идеей материнства. Поэтому женщина, по-моему, я не проводил этих исследований, как только становится матерью, она вырастает, выходит на этот уровень, или природа ее выводит на этот уровень. И тогда появился в семье ребенок и  сразу видно, кто тактик, а кто воин. Или появляются в семье, в отношениях нелады, сразу видно, кто тактик, кто воин. Или появляется у предприятия, где вы работаете, какие-то трудности, экономические трудности внешнего порядка, командные трудности, и сразу видно, кто тактик, кто воин: тактик всегда даст ход в сторону, потому что тактик там, где у него получается, а воин – там, где надо. И это уже разные вещи, это про долг, про служение, про ответственность, и воин – это уже очень высокого порядка личность, индивид высокого порядка, герой, которому можно доверять. Если рядом с нами существует воин, то жизнь наша всегда поддержана какими-то очень надежными людьми. Тактик – это такой человек, который вызывает… Остап Бендер – воин, а Шура Балаганов – тактик. Для меня важно, что в каждом есть потенциал всего.

Итак, воин – это человек чести, воин – это человек профессионализма, воин – это человек долга, воин – это люди, которые входят в историю не единственным подвигом, а длинным служением, длинным героическим служением, чему бы он ни служил: предприятию, армии своей на ристалище. В разных условиях это человек, который помнит, во имя чего он здесь и сейчас существует и готов жертвовать собой, исполняя свой долг. Заметьте, ни один человек или ни одна роль, которая была внизу, не соответствует тем качествам, которые соответствуют воину. Поэтому воин – это уже очень большая, я бы сказал, офицерская позиция. Это уже руководитель департамента, руководитель серьезного подразделения, в бизнесе или в армии, или где-нибудь еще. Воин – это человек, который принимает на себя ответственность, но при этом воин – это все-таки человек, который находится в управлении у тех, кого мы называем вождь.

Вождь – это такое слово очень интересное, потому что, например, в странах, где говорят на немецком языке, этически запрещено слово «вождь», потому что мы все знаем, что слово «вождь» на немецкий переводится как «фюрер». Это тот, кто вдохновляет других, это тот, кто открывает другим видение, вождь – это предельно харизматическая натура. Сейчас в мире принято английское написание слова «вождь» - «лидер». По большому счету, вся стратегия, вот мы говорим про бизнес, или серьезно поставлена задача в обществе, стать лидером, быть лидером, воплотить лидерские качества, реализовать лидерские качества. Например, когда мы определяем позицию лидера вот так на пирамиде, мы понимаем, что до лидера надо дорасти. Нельзя быть лидером, если ты не прошел все предыдущие уровни. Нельзя закончить школу и превратиться в лидера просто так. Тем не менее интересно, что существует достаточно развернутая теория лидерства, например, основные свойства лидера и качества лидера – это умение делиться своим видением с другими, это значит, лучше других видеть перспективу и уметь свою перспективу презентовать обществу, сообществу. В конце концов, вождем становится тот, или лидером проекта, лидером организации становится тот, который знает, куда вести за собой. Лидер – это человек, который идет впереди и ведет людей за собой, кому люди доверяют вести за собой. Лидер находится в очень трудной позиции, потому что если он как известный нам русский герой – антилидер Иван Сусанин, знал, куда шел, то, что его французы приняли за лидера, он такой герой – антилидер.

Итак, вождь – это человек, который принимает на себя движение сообщества, движение вперед, который открывает перспективу, который обладает харизмой, а вы знаете, это сложно, управлять харизмой. На самом деле анти-лидером является циник, это такой человек, который может быть, из круга воинов, который все время пытается не поддержать … Ведь в чем идея пирамиды? Что нижние уровни поддерживают верхние, верхние базируются на нижних, одно без другого не существует. Нет никакого лидера, если нет атлета, бойца, тактика и воина. Некому быть лидером, не с кем быть лидером. И кричать в пустыне «я знаю, куда вести», если некому за тобой идти, то и лидера нет. Может быть, поэтому Моисей 40 лет водил народ по пустыне, чтобы с ним дошли атлеты, те, которые способны идти, бойцы, тактики, которые способны эту пустыню перейти. Итак лидер, вождь – это человек, который принимает на себя ответственность за других. Если воин принимает на себя ответственность за дело, за часть дела, то лидер принимает на себя ответственность за других, и это самая уязвимая, наверное, позиция, с той точки зрения, что в любой момент лидера способны свергнуть, срезать, срезать цинизмом. А лидер – это человек ценностного уровня. Воин – это человек убеждений, т.е. у него есть ценность, которая проявлена в каком-то убеждении, он знает свой долг, а лидер – это человек, который создает ценности, который предлагает ценности и вокруг этих ценностей разворачивает некоторую культуру или идеологию. И в этом смысле эта культура или идеология принимается другими. Самое сложное для лидера, и мы знаем очень много таких историй, и в нашем окружении, и в историческом контексте на уровне самых разных эгрегоров, в научной среде, в политической среде, страшнее всего для лидера – это предательство. Это когда кто-то цинично относится к лидеру, рано или поздно постарается выдернуть у него из под ног ту основу, ту опору, опору ценностную, или подрывает ту опору, которую лидер создает. Лидер может быть каким угодно великим воином, лидер может быть замечательным бойцом, он может быть могучим атлетом, но никто не застрахован от предательства. И в этом смысле лидеры более всего находятся в сложной позиции. Поэтому, может быть, не все туда и рвутся, но с другой стороны, если не попытаться стать лидером, если не стремиться создать свое дело, хотя бы открыть будущее для 2, 3, 5 людей своего предприятия, не открыть будущее для своей семьи, потому что в семье из 2-3 человек всегда есть кто-то один лидер, который как будто бы предлагает стратегию развития, маршрут движения семьи, и т.д., т.е. принимает на себя лидерскую позицию.  Постоянство в этом открытии будущего – это лидерская позиция. Но лидеру живется трудно, надо признать это. На самом деле, чем выше уровень развития, тем сложнее жизнь, может быть, это еще одна из идей, почему люди не очень стремятся развиваться, хотят жить попроще. Опять же , оставаться в комфорте. Но если мы заинтересованы в развитии, у нас нет другого пути, как пути наверх. Можно сколько угодно ходить на том уровне, на котором вы в жизни оказались, я думаю, что вы уже даже сейчас можете определить свои позиции, где же вы больше находитесь. Но уже из этой позиции мы понимаем, что если вы на одном уровне как-то существуете, то рост останавливается, жить становится скучно, а стремление к экзистенции, к эволюции, к развитию, сублимация личности – это движение наверх. И поэтому все равно нам суждено перерождаться изо дня в день, из года в год, из жизни в жизнь, пока мы не реализуем себя целиком. Мы будем перерождаться, мы будем каждый раз повторять одну и ту же историю, день сурка, пока мы не выскочим на какой-нибудь следующий уровень.

Итак, вождь – это лидер, вождь – это человек, который ведет за собой, человек, который открывает будущее, а выше него стоят стратеги.

Когда все становится хорошо на том уровне, где ты живешь,  то дальше начинается вопрос выгорания, тебе становится скучно, просто становится скучно. А если ты решил свои жизненные задачи на уровне, допустим, финансов, а по нашим моделям финансы – это всего лишь третий уровень, то дольше становится жить скучно. Ну да, финансы у тебя есть, можно их накапливать бесконечно, все равно их некуда девать, но ты  вдруг понимаешь, ты как человек остановился, тебе хочется куда-то идти вперед. Либо начать сначала, войти в другую область деятельности, но все равно подниматься выше, т.е. подниматься на уровень ценностей. Может быть поэтому так много людей идут сейчас изучать психологию, не потому что это такая модная тема, потому что и в психологии можно оставаться атлетом, а потому что это просто какой-то другой уровень, это уже разговор на уровнях ценностей, свойств, качеств, это возможность двигаться за счет внутреннего потенциала. Заметьте, выше бойца это все уже построено на внутренних качествах. Если боец – это человек такой, внутренних свойств, даже тактик – это уже человек, который определяется внутренним свойством.

Итак, стратег, кто же такой стратег? Стратеги – это люди, которые намного более спокойные. Стратег обладает качествами тактика, конечно же. Стратег – это человек, который обладает большой перспективой, стратег большого масштаба. Если идея вождя – вести за собой людей,то идея стратега – смотреть очень широко. Стратег – это человек, который видит будущее далеко вперед и владеет ресурсами прошлого, накопленными средствами народа, предприятия, накопленной традицией. Стив Джобс – наверно стратег, потому что он создал транснациональную компанию, большой масштаб, конечно, она пережила его. Деятельность стратега направлена за пределы его жизни, и цели его, планы, размышления его лежат за пределами его жизни. Стратег – это человек, который управляет большими ресурсами на больших пространствах времени от прошлого, от бесконечного прошлого до бесконечного будущего. На самом деле, стратег – это, кроме всего, интеллектуал. Это такие люди штаба, и в этом смысле, мы знаем очень много стратегов, сейчас стратегов намного больше, чем бойцов, в том числе потому, что можно быть стратегом, не вставая с кровати как будто бы. Очень много людей играют в стратегов, они рассказывают, что они знают, как будет, они знают, предполагают, как надо действовать, они такие идеальные консультанты и советчики, они прямо строят свою жизнь и паразитируют очень часто на том, что они убеждают других людей, что они знают, как раньше было или как потом будет, и в этом смысле, получают доверие. Но получают они доверие тогда, когда вожди готовы их слушать. Проблема таких диванных стратегов, что просто нет вождей, которые собираются их слушать. Поэтому если взять как пример архетип, архетипический пример древнее племя какое-нибудь, что существовали вожди и всегда существовал, да собственно, и у русского народа, совет старейшин, или на уровне государственного устройства это не парламент, парламент – это вожди, а верховный совет – это стратеги, люди, которые пишут законы, которые пишут, как должно быть, а вожди потом действуют по этим законам, ведут за собой людей.

Билл Гейтс стратег, конечно, Кессинджер – стратег. Я не собираюсь давать моральную оценку этим персонажам, но акт действия стратега – это вопрос масштаба. Для меня важно, способны ли мы быть стратегами своей жизни. Прямо сегодня что ты сделал для того, чтобы с тобой через год или через 3 произошли правильные события. Вот это стратегическое действие.  Прямо сегодня мыслишь ли ты стратегически верно так, чтобы использовать ресурсы прошлого, например, воспитание, образование, происхождение, и прочие вещи, культурное наследие, которое каждый из нас в себе несет, генетический код, который каждый в себе несет, чтобы использовать его так, чтобы у этого всего было будущее. Вот что мне важно как психологу и как коучу. Можете ли вы построить свою жизнь таким образом, чтобы у нее было будущее. Потому что вождем с хорошей харизмой в какой-то момент может стать любой, подняться на броневик и крикнуть: «Эх, вот, сейчас, давайте за мной!» А стратег – это человек, который может собрать большие ресурсы прошлого и отправить их в будущее и сделать это так, чтобы эти ресурсы не расплескать, а приумножить, т.е. расти, а не просто существовать. Поэтому стратегическая идея – она вроде бы популярна, но очень многие люди маскируются под стратегов, люди, которые обогащены интеллектом и как будто бы попали по причине образования или происхождения в область интеллектуального действа очень часто там остаются и не могут проникнуть в своей реализации на низкие уровни. Иногда больно смотреть, насколько умный, интеллигентный, интересный человек, но не воин, не вождь, не воин, даже не тактик, даже не боец, извините, даже не атлет. Просто умница, хороший мальчик, тепличный персонаж. И увы, тогда его назвать стратегом нельзя. Потому что стратег, я не случайно выбирал в эту пирамиду такую милитаристскую, военную терминологию для определения этих ролей, в которых живет героическая сущность, чтобы все-таки предположить, что это все-таки есть ристалище, т.е. вызов, есть вызов судьбы, есть некоторое взаимодействие или конфликт с жизнью, потому что встать на две ноги с дивана – это конфликт,  это пойти на конфликт. Пойти на конфликт с инертностью, которая нам предполагается по причине того, что у нас есть масса. Это конфликт с окружающей средой, потому что она упругая и потому что есть вот это сопротивление окружающей среды, потому что есть сила трения, потому что существуют объективные законы сопротивления нашим достижениям, нашим желаниям. И стратег з- это человек, который способен достигать, а не просто знает, как неплохо там или как надо действовать другим. Поэтому стратег – он прежде всего для себя стратег, и по определению того, кто для себя хороший стратег, можно уже тогда к нему как-то относится. Т.е. стратег – это такой высший интеллектуальный уровень, но сильно обеспеченный, хорошо обеспеченный энергией жизни. Идеально, когда стратег вырастает из бойца, из тактика и прочее, т.е. умеет делать дело, умеет организовывать реальность, а не просто знает, что хорош, что плохо.

Маск, конечно, стратег. Он пока вождь, мы еще не знаем его объективных результатов, по-моему, Маск – вождь, он умеет привлечь ресурсы, инвестиции и прочее, но пока его ракеты никуда не улетели, мы еще не видим, насколько будущее он организовал. Мы можем говорить про Гейтса и про Джобса как про людей, которые уже реализовали, уже чего-то добились, уже оставили что-то после себя,  то про Маска пока еще сказать что-то сложно. Но фигура интересная. Минимум вождь большого калибра.

И в конце концов, мистик. Мистик – это уже персонаж, который вышел за пределы … Вы видите в этой пирамидке есть линии тоньше, а есть линии потолще. Это разные границы. Переход через каждую границу потолще – это выход на другой уровень бытия. Мистик – это человек, который перешел границу экзистенции, он вошел куда-то в такую глубину самости, прикосновения к душе, прикосновение к душе своей, индивидуальной, и к душе мира, что он уже …

Как минимум, Далай Лама стратег, потому что я вижу его большую социальную работу. Но например, Норбу, который принадлежит той же традиции, он намного более мистик. Далай Лама не обучает медитации. Не потому что я его не уважаю, мне кажется, Ошо – мистик, Ботхихарва – мистик, люди, которые заложили все великие традиции – мистики.

Мистик – это человек, который говорит какие-то необыкновенные вещи, мистик разговаривает на другом языке, он смотрит вниз, но он не покидает того поля, куда многие стремятся, но там очень непонятно, там речь другая. Мистик обучает молчанию. Мистик слышит дыхание, слышит ритмы, чувствует природу, читает знаки, мистик обращает внимание на мелочи. Мистик одновременно стратег и при этом он очень разбирается в деталях. Те, кто там, это человек, который решил свой экзистенциальный вопрос. Там, за верхней границей пропадает «Я», и мистик – это человек, который решил вопросы своего «Я». Стратег может ошибаться, потому что он в том числе реализует еще свою роль, утверждается, занимает пост, отыгрывает социальную задачу. Мистик социальную задачу не отыгрывает. Мистик отыгрывает задачу, простите за метафору, космоса, вселенной, души. Мистик – это экзистенциальный практик, ему важнее, что у тебя на душе, чем заработаешь ты свою тысячу долларов завтра или не заработаешь. Вот это важно. Мистик тебя спросит: зачем ты живешь, человек? Это намного более сложный вопрос, чем ответ на вопрос, а то делать, чтобы купить себе наконец-то розовый мерседес. И в этом смысле это совсем другие …

Берет ли ответственность мистик, хороший вопрос, потому что странным образом мистик ответственность на себя не берет, потому что некому брать на себя ответственность. Мистик закончил со своим «Я», мистик позволяет линии идти туда, где не ожидаешь ее увидеть. Гурджиев – конечно мистик. Мистик – это человек, который играет с судьбой, помните, Гессе, «Игра в бисер», помните Борхеса «Игра в классики», там где жизнь превращается в игру, а в игре можно выиграть, можно проиграть, но мистик получает удовольствие от жизни потому, что некому страдать. И тогда он говорит: ну так сложились обстоятельства. Поэтому Кришна – мистик, а Арджуна – стратег. И когда Кришна, который был возчиком у Арджуны, у великого царя, за которым стояли народы, он говорит: иди в бой, Арджуна говорит, я не хочу идти в бой, потому что сейчас погибнет очень много людей. А Кришна мистик ему говорит: какая разница, нет никаких людей, это все так, суета. Иисус, Будда, Мухамед – конечно, мистики. Мистики создают большие течения. Наверно, Юнг мистик, наверно, Перлз мистик, наверно, Фрейд мистик, потому что мистик – это за пределами «Я», и там открывается прикосновение к истине. За той высшей границей происходит прикосновение к истине. Человек начинает проживать сверх-блаженство, человек живет на других ресурсах, т.е. если стратег живет на социальных ресурсах, возьми стратега, вытащи его из общества, удали, дисквалифицируй, оправь в тюрьму, сошли в монастырь – и нет стратега, все, стратег закончился. Вождя можно куда-то деть, воина можно обезаружить, тактику можно не дать работы, атлета можно накормить углеводами, он потеряет свою прыгучесть. У мистика мистицизм отнять нельзя. Юнг скорее мистик – да. Я аналитический психолог, поэтому мне хочется так думать.

Самое главное, что я должен вам показать, что там, за пределом мистика, существует еще область, которая называется драйв.

Вообще творцы во многом мистичны. И на эту тему: почему здесь много граней в этой пирамиде?

Во-первых, героический миф соприкасается не только с битвой, не только с войной, это реализация в самых разных контекстах жизнедеятельности, и это реализация, которая возможна и потенциально принадлежит каждому из нас.

Итак, драйв. Драйв – это самый высокий уровень обобщения, там, где различия пропадают. Драйв – это та область тишины, почему я говорю, что мистик – это человек, который обучает тишине? Потому что та область тишины, та область пустоты, откуда все происходит. Если у тебя есть туда доступ, ты больше не нуждаешься в акциях Газпрома. Ты живешь просто на другой энергии.

Но сама пирамида, в ней 7 граней, грань герой, другая грань – про влияние, 7 уровней влияния, как эти влияния раскрываются, третья грань – коммуникации, потому что коммуникации – это бесконечно важный принцип. Пирамида деятельности, конечно, она очень практичная, пирамида творчества, уникальная грань, и пирамида сознания. В общем это называется у нас концептуальная пирамида. Рад тому, что я все эти грани полностью написал сам. Цнтральной цветной гранью является представление о человеке, я уже говорил про эндокринную систему, мы можем поговорить про чакры, про энергетические тела. Мне еще важнее, что можно поговорить радикально-материально о мышечных уровнях Райха, о мышечных зажимах,и о том, что каждый смысл имеет какой-то уровень телесной локализации, и часть болезней у нас, а я верю, что все болезни психосоматического свойства, и соответственно, они просто говорят о том, на каком уровне у человека находится какая-то проблема.