Грани контекстов

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ

Грань Творчество. Форма 

Грань Творчество. Форма 

Форма

 

1. философско-эстетическая категория, обозначающая:

- внешнюю определенность вещи и наблюдаемые признаки ее существования, отвечающие художественноэстетическим критериям и служащие предметом эстетических оценок;

- активную творческую силу сверхфизического характера, организующую ту материю, из которой состоит вещь, а также те пространственно-временные параметры, в которые она вписывается.

Второе понимание формы идет от Аристотеля, который рассматривал ее как одно из причинных начал, без которого материя пребывает в состоянии потенциального «сырья» и которая обеспечивает возникновение и существование конкретных вещей.

Существует система форм. Так, внешняя форма удерживает содержание в пределах определенной структуры и не позволяет ему «рассыпаться» на составляющие элементы, ничем между собой не связанные. Внутренняя форма привносит в содержание, уже организованное внешней формой, те характерные смысловые, ценностные оттенки, которые делают данное содержание неповторимым. Над бесчисленным разнообразием земных, внешних и внутренних, форм довлеет высшее начало, которое преобразовало хаос в космос, сотворило миропорядок, облекло все сущее в формы различной степени сложности…. (1)

 

2. - конкретная реализация сущности вещи, точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь.

  Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый.

Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя….

 

По литературным данным:

 

« Форма - способ организации и способ существования вещи (предмета, процесса, явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии.

 

- Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность. В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос.

 

- Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь).

 

-Ассоциативный блок.

 

-Форма - область топологических эффектов. (2)

 

3.  Гештальт-подход подчеркивает важность как процесса, так и формы: часто предсознательной или неосознанной манеры говорить и действовать, (особенности интонации, выражений, позы, жестов, и т.д.), которая иногда подчеркивает содержание слов и поступков, а иногда вступает с ними в противоречие. (3)

 

4. - Установленный образец чего-либо.

- Внешний вил, видимость.

-  Внешние очертания, наружный вид.

-  Способ существования чего-либо. (4)

 

5. Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что — его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) — основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на обилие накопившегося вокруг этого вопроса научного материала, приходится сказать, что от бесспорного и отчетливого его разрешения мы еще далеки; как на основную причину этого, можно указать на то, что данный вопрос неотделим от целого ряда сложных философских проблем, еще неразрешенных (они относятся, главным образом, к области теории познания).

Та упрощенная трактовка вопроса, с которой мы сталкиваемся в школьном преподавании, в популярной литературе, основана на ряде недоразумений и прямых искажений. (5)

 

6. жен., лат., франц. фигура, наружный вид, ураз, образ, очерк или стать. Изящные формы Аполлона. Форма этих кувшинов неудобна. Форма соляных гранок кубическая. (6)

7. Вид, выкройка, фасон, модель.  См. вид, платье, характер..

- для формы... (7 )

 

8. (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой-либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта. 5) определенный, установленный порядок. (8)

 

9. (лат. forma) — внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса — рода). Понятие «Ф.» Платон употреблял в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений. Аристотель утверждал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и Ф., причем последняя является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis). A.M.C. Боэций и средневековые философы употребляли понятие «Ф.» в аристотелевском смысле составляющей бытия (causa formalis). Согласно Фоме Аквинскому, Бог есть чистая Ф., сущность и существование вещей возникают из Ф., душа есть Ф. тела, чистые духовные субстанции — это отделенные от материи Ф. (9)

 

10. « 9. Внешний вид, видимость, внешность, ничего не говорящая о внутреннем содержании или даже противоречащая ему. «Крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия…» История ВКП(б)….

12. Каждый из элементов пространства: точка, линия, фигура и т.п.» (10)

 

11   ж. forme f.  нем. Form <лат. forma. 1. Очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. БАС-1…..

 

 

 

 

 

Информационный ресурс:

 

1. Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.

 

2. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.

3. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.

 

4. http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html

 

5. М. Столяров. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

 

6. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

 

7. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

 

8. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

 

9. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

 

10.  Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

 

11.Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010.

© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ