© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

ЭСТЕТИКА

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.»
                                                                                                                           Антон Павлович Чехов

«То, что восхищает нас в видимой красоте, — это всегда лишь невидимое.»
                                                                                                                           Мария-Эбнер Эшенбах

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Потребность в эстетике - заинтересованность человека в эстетических ценностях.

Это такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Археологические находки свидетельствуют о том, что первобытные люди начали практиковать применение красящих веществ около 50 тыс. лет назад, а первые образцы наскальной живописи относятся к периоду около 30 тыс. лет назад. Значит, уже в глубокой древности человек стремился к тому, чтобы окружающие его предметы не просто удовлетворяли его органические потребности, но и были красивыми, гармоничными.

По наблюдениям Π. П. Блонского, даже грудной младенец активно предпочитает блестящий объект нейтральному, а ребенок в возрасте двух лет уже проявляет определенное отношение к рисунку, воспринимая изображение не как рядоположенное предметному миру, а как особую "художественную" реальность. У детей 3–7 лет внешняя привлекательность может играть значительную роль в выборе партнера по играм (Т. А. Репина, 1988). "Человек испытывает непреодолимое желание поправить криво повешенную картину", – пишет А. Маслоу, подразумевая, что эстетическая потребность является одной из базовых характеристик человеческой природы.

Можно выделить три основных подхода к пониманию источника эстетической потребности.

1. Теории эстетического гедонизма (от греч. hedone – наслаждение) сводят природу эстетической потребности к получению удовольствия. Еще Дж. Локк утверждал, что терминами "прекрасное", "красота" человеку свойственно обозначать все то, что "вызывает в нас, когда мы их наблюдаем, чувства радости и наслаждения".

2. Другим подходом к пониманию эстетической потребности является теория вчувствования, или эмпатии. Суть данного подхода заключается в том, что субъект как бы переносит свои переживания на объект искусства, идентифицирует себя с ним. Встречаясь с искусством, человек объективирует свои внутренние переживания как бы "перетекая" в само произведение. Ф. Шиллер определил искусство как способ "делать своими чужие чувства". Процесс вчувствования, или эмпатии (способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему так, как будто происходящее с ним происходит с вами), носит интуитивный характер. Легко видеть, что если в гедонистических концепциях восприятие искусства носит пассивный характер (картина должна быть создана "по правилам", чтобы вызвать эстетический ответ у зрителя), то в теориях вчувствования акцент переносится на активность самого субъекта. Необходимо лишь, чтобы произведение успешно резонировало с психическим состоянием зрителя.

3. Третий подход к толкованию эстетической потребности можно назвать когнитивным. Еще Аристотель рассматривал искусство как форму постижения мудрости. Сходно звучит художественное кредо поэта-классициста Н. Буало: "Так пусть же будет смысл всего дороже вам / Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!". Гегель определял искусство как способ познания "всеобъемлющих истин духа". Искусство в данном подходе рассматривается как "мышление в образах" (В. Г. Белинский), т.е. эстетическая потребность понимается как частный случай потребности познавательной.

В отличие от изложенных выше взглядов на природу эстетической потребности Л. С. Выготский в своей ранней работе "Психология искусства" предлагает понимать стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства как необходимую (особую) форму социализации мира его чувств. По Л. С. Выготскому, потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся "культурными". Этот процесс носит характер катарсиса, переживаемого как состояние просветления, разрешения мучительного противоречия в чувствах, открытия новой, собственно, человеческой правды конкретной жизненной ситуации. Именно достижение катарсиса (суть которого несводима к разрядке подавленных аффективных влечений, как это описывалось 3. Фрейдом) и является подлинной мотивационной основой эстетической деятельности.

В заключение отметим, что по мере формирования художественного вкуса способы удовлетворения эстетической потребности становятся все более опосредованными. Так, для того чтобы пережить эстетическое наслаждение от встречи со сложными художественными объектами, необходимо располагать широким контекстом знаний и богатым эстетическим опытом.