ДРАЙВ | pyramida

Пискарёв Павел

ДРАЙВ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ПОНЯТИЯ. ОТ ПЕРВОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ. 

   Понятие «драйва»  является одной из немногих психических категорий, которое признается в качестве одного из важнейших поведенческих побудителей человека, однако  точные определения данного понятия, также как и исследование его функций являются довольно противоречивыми.

Данную психическую категорию принято относить к одному из направлений западной психологии под названием  бихевиоризм. [8]
В основе данного течения лежит изучение форм поведения человека, воспринимаемых в виде совокупности реакций человеческого организма относительно стимулов окружающей среды. В первоначальном ортодоксальном бихевиоризме, отрицавшем такие понятия как психика и сознание, поведение человека сводили к приспособительным реакциям организма по классической формуле «S – R», известной со времен Павлова. [2; 43] .  Когда при воздействии на организм при помощи условного раздражителя «S» и подкреплении его раздражителем безусловным «R» возникает реакция в виде нейтрального стимула. 

Несколько позже в данную классическую формулу бихевиоризма были введены некоторые «промежуточные переменные».  В их качестве и выступили термины «драйва» (англ. drive) и «потребности» ( англ. need).

Изначально данные понятия были призваны объяснить фактор человеческой активности в случаях, отсутствия внешних стимуляторов.  Таким образом, термин «драйва» является обозначением первичных биологических побуждений, которые вынуждают организм к активности.

Драйв может проявляться в виде и энергии, и побуждения, и стимула. [1;38] По своей сути понятие драйва имеет некоторое сходство с инстинктом.  Однако, если инстинкт побуждает к тому или иному действию вне зависимости от внешних раздражителей, то драйв проявляется в органической предрасположенности реакции в отношении воздействий внешней среды.

В своем первоначальном виде  теория развития личности Фрейда выступала в виде биологически обоснованной теории, подчеркивая фактор первичности инстинктивных процессов.  Согласно данной теории, или, как ее называют по-другому, классической теории драйвов Фрейда, фрустрации ребенка на той или иной стадии развития, будут на протяжении жизни “фиксировать” его на проблемах данной фазы. Согласно Фрейду, «мотивация поведения человека является динамической характеристикой психо энергетики, которая отражает психологическую причинность в поведении» [7;14] Сознание в данном плане является лишь элементом бессознательных влечений, оправдывая лишь его инстинктивные побуждения.  
 

 В дальнейшем теория драйвов получила развитие и, как утверждают некоторые исследователи, апогея, в трудах Вильгельма Райха (Wilhelm Reich, 1933) «Анализ характера».
В дальнейшем психоаналитики не отвергали теорию драйвов как абсолютно неверную, дополняя ее положениями других теорий, имевших большую объяснительную силу.

Американский психолог, К. Халл, который был представителем  необихевиоризма, [6;40 ] в качестве основной функции поведения человека называл его стремление к восстановлению равновесия между организмом и окружающей его средой. Нарушение равновесия из-за недостатка в организме каких-либо веществ приводит к состоянию «первичной потребности». Она-то и выполняет функцию мотивации. А основным побудителем поведения человека является та или иная потребность,  которая редуцируется в цепочке драйвов.
Сам Халл различал понятия «потребностей», «драйвов» и «мотивов». Драйв, в отличие от мотива, выступал в роли энергетизирующего побудителя поведения человека.

Еще один крупный представитель необихевиоризма Э. Толмен [9] называл драйв биологической детерминантой поведения, которая способна вызвать активность организма и приводит к снятию напряжения, после чего в виде закрепленной реакции превращается в индивидуальный опыт.

Дальнейшее развитие данной концепции связывают с творчеством Скиннера [10], который разработал теорию подкрепляющего эффекта поведенческой реакции на стимул.

Автор теории «социальной мотивации» К. Левин [7] доказывал, что потенциально активными могут быть только те единицы психики, в которых сохраняется потребности и мотивы. 
 

А. Маслоу [11] полагал, что индивидуальная сущность личности может раскрыться только посредством самоактуализации или реализации потребностей человека в качестве основа для становления его индивидуальности.

В 70-х годах XX-го столетия польский психолог Конорский  использует [3;5] терминологию «драйвы-эмоции», которые наравне с «драйвами-потребностями» отвечают за мотивационную структуру человеческого организма. Так, по Конорскому, драйвы страха могут выполнять функции снижения порога чувствительности в отношении к внешним воздействиям. Подобные функции он возлагал также и на драйв ярости. В вот драйвы  голода, вместе с драйвами новизны способствуют обострению сенсорной рецепции, вынуждая к поискам предметов потребностей.

Во второй половине двадцатого века понятие драйва начало исчезать из специализированной литературы по целому ряду причин. Это и проблемы в разработках систем измерений драйвов, и в накоплении данных, возрастающий уровень интереса к другим теориям обработки информации. В ряде случаев для решения ранее относившихся к области мотивации важных вопросов стали привлекаться познавательные процессы.

 

Современное восприятие драйва 

Переход современного общества на новый этап информационного развития коммуникаций сопряжен с определенными аксиомами, характеризующими мировосприятие индивидуумов.  Современные подходы, в которых используются понятие драйва фокусируют акценты на идеях роста, или актуализации.

Объединяющей темой здесь является отрицание утверждения о том, что вся человеческая активность подчиняется стремлением к снижению напряжения. Наоборот, здесь упор делается на активности, которая стимулируется тенденциями роста или реализации своих способностей.

Современная психология, не отрицая идей о том, что определенную активность можно объяснять снижением напряжения, наиболее важные стремления организма направлены на достижение чувства собственной актуализации и усиления возможностей. 

Так в современном обществе возник термин «driven people» характеризует индивидуумов, обладающих высокими показателями энергии, инициативы, напористости и амбициозности.

 

Словосочетание «а driven person» является, по мнению американцев, синонимичным выражению «амбициозного человека». При этом следует отметить, что сочетание «амбициозный человек» в американской культуре не несет негативного оттенка, который присутствует в русской. [5;35]

Семантика выражения «a driven people» включает следующие компоненты: 

1) отношение человека к работе; инициативность, энергичность; 

2) фокусирование на достижении цели; 

3) высокая мотивация; 

4) сильные чувства по отношению к делу – «passion», «excited» (чувствовать волнение / возбуждение) и энтузиазм; 

5) неудовлетворенность достигнутым и стремление к улучшению собственных результатов. 
 

Понятие драйва в современном обществе приобретает все большую популярность.

Понятие драйва в молодежной субкультуре современного общества нередко отождествляется с физической активностью, которая проявляется в энергичных танцах, увлечении экстремальными видами спорта и другими подобными занятиями. В общем виде  в молодежной субкультуре драйв выступает в виде особого представления асимметричной коммуникационной модели коммуникации.

Согласно определениям, «асимметричной коммуникацией принято называть коммуникацию, источник которой обладает преимуществами во влиянии на сознание аудитории, используя данные возможности в процессе данного взаимодействия. [8;16].

Относительно политической субкультуры драйв воспринимается в виде своеобразного энергетического толчка, который призван вызвать и ускорить  реакцию на то или иное событие.

Итак, мы приходим к выводу, что понятие «драйва» укоренилось в современном обществе в качестве обозначения особого состояния души, чувства, сопряженного с удовольствием, которые могут иметь отношение к творческому процессу. В условиях стремительного развития информационного общества, репрезентации понятия драйва становятся адаптационным ответом общества на изменения эпохи. 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

  1. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 383 с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1995.

  3. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. – М.: Мир, 1970 

  4. Карасик В.И. Этноспецифические концепты // Иная ментальность /

  5. В.И.Карасик, О.Г.Прохвачева, Я.В.Зубкова, М.:, 2005. 352 с

  6. Пратусевич Ю.М., Сербиенко М.В., Орбачевская Г.Н. Системный анализ процесса мышления. М., 1989, 40

  7. Фрейд З. Я и Оно. Л., 2004. c. 14 

  8. Хубецова Г. Политическая лингвистика

  9. http://psibook.com/books/14/07/28.html

  10. http://psibook.com/books/09/05/18.html

  11. http://psibook.com/books/20/07/21.html

  12. http://psibook.com/books/20/11/14.html

  13. http://psibook.com/books/22/55/81.html


     

© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ