© 2019 ПИРАМИДА РАЗВИТИЯ. РЕШЕНИЕ ПОВОРОТОМ МЫШЛЕНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОССАРИЙ

Грань Сознание. Архетипы

Грань Сознание. Архетипы

  1. Этимология.

Происходит от греч. arche - начало + typos - образ.

Автор.

К.Г.Юнг (1916 г.).

Категория.

Элементы коллективного бессознательного.

Специфика.

Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, "архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием".

Виды.

Анима, анимус, отец, мать, трикстер, puer и puella. При этом они объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst).(1)

 

2. (Archetypes; Archetyp) — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина. Архетип происходит от латинского «типос» (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив. Юнг указывает:«Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет за плечами длительную историю эволюции,— нечто подобное следует ожидать и от устроения разума» (2).

 

3. Архетип — априорная форма психики и возникает (запускается) спонтанным образом повсеместно. Архетип тесно связан и со структурой мозга и передается индивиду по наследству вместе с мозговой структурой. Он есть психическое выражение структуры мозга, вечная готовность к актуализации тех или иных психических форм. (3)

 

4. (от греч. arch:e - начало и tipos - образ), 1) в позднеантичной философии прообраз, идея. 2) В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной. 3) Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. (4)

 

5. Архетипы (от греч. arche - начало + typos - образ) - элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений…(5)

 

6. Согласно теории "коллективного бессознательного" – это содержащиеся в мифах, сновидениях и психозах повторяющиеся общечеловеческие первоэлементы, например, образы "праматери-Земли", "героя", "мудрого старца", образ "священного круга" – окружность как символ – нимб в христианской символике, мандала иудаизма и др. По К. Юнгу – все они являются выражением одного и того же архетипа и в XX веке обретают, наконец, очертания летающего блюдца. E. Archetypes D. Archetypen. (6)

 

7. Архетипы (archetypes)

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов. (7)

 

8. Архетип — это формальная модель понятия предметной области, являющаяся уточнением эталонной информационной модели, выраженным в виде ограничений, накладываемых на эталонную информационную модель, и представленным с помощью определенного формального аппарата в форме машиночитаемых и, одновременно, понятных человеку выражений[1].

 

Традиционно, термин архетип используется в психологии для обозначения универсальных изначально врождённых психических структур (см. Архетип (психология)). При использовании этого термина в информатике его значение отличается от традиционного, оно применяется в области разработки программного обеспечения и представления знаний в процессах моделирования предметной области. (8)

 

 

Информационный ресурс  

 

1. Jung C.G. Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich: Rascher, 1954;

Jung C.G. Die Dynamik des Unbewussten. Ges. Werke. Bd. 8. Zurich: Rascher, 1967

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

 

2. Словарь Аналитической психологии. ((К. Г. Юнг. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. СПб., 1994))

 

3. Словарь Аналитической психологии.

 

4. Педагогический энциклопедический словарь. 2012

 

5. Психологический словарь. 2000.

 

6. Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках. – М.: ЭТС. Личак С.К. 1997

 

7. Аналитическая психология Р. В. Коан

 

8. Википедия.